Говорят, что у каждого автопроизводителя есть хотя бы одна модель, которую он предпочёл бы стереть из своей истории. Это не значит, что такие автомобили были в целом плохими, но они часто не вписывались в концепцию современного бренда или производились в период, когда компания только начинала свой путь. Для BMW, которая создала себе имидж на спортивных моделях премиум-класса, таким выбором, вероятно, стал бы микрокар Isetta, который, по иронии судьбы, является, пожалуй, самой важной моделью в истории мюнхенской компании.
Тем не менее, эта модель имела определённый коммерческий успех: с 1955 по 1962 год было продано 161 728 автомобилей, что позволило BMW выжить. Сегодня рассмотрим модель 600, которая внешне немного напоминает Isetta, но на самом деле представляет собой комбинацию из множества автомобилей и попытку BMW атаковать Volkswagen Beetle.
Ещё до войны BMW была высокоуважаемым производителем роскошных транспортных средств, любимым во всей Европе. Изначально компания была создана не для производства автомобилей, а для производства авиационных двигателей, и в таком виде просуществовала до военных лет. С приходом нацистов к власти BMW стала одним из основных поставщиков нацистской Германии в военные годы.
Это особенно касается двигателей и другой механики для самолётов и мотоциклов, и, как известно, Германия была одной из побеждённых сторон. Это также означало, что компании было запрещено продолжать производство автомобилей и любой другой продукции для авиастроения, в то время как BMW каким-то образом умудрялась выживать за счёт производства мотоциклов, велосипедов и посуды.
Коммунисты создали новую компанию на обломках бывшей BMW, но мюнхенская компания подала в суд. В 1952 году BMW одержала победу: ей не только разрешили снова выпускать автомобили, но и вернули права на название, эмблему и знаменитый дизайн решётки радиатора. Компания вскоре продолжит с того места, на котором остановилась изначально, — производство роскошных автомобилей. Такие модели, как 501/502 и 503/507, считались одними из самых красивых в мире, но из-за высокой цены их могли себе позволить лишь немногие. Однако именно в то время такие модели, как Volkswagen Type 2 Beetle и Citroen 2CV Spacek, были самыми популярными в Европе.
BMW каким-то образом выживает благодаря упомянутой Isetta, но руководство компании быстро приходит к выводу, что финансирование более крупных моделей этого микрокара всё равно нерентабельно. Производство небольших автомобилей ненамного дешевле производства более крупных, но прибыль от них ниже, поскольку они продаются по значительно более низким ценам. BMW решает создать конкурента Bubba и Spacek, используя как можно больше деталей из уже существующей программы, и в результате появляется модель 600.
Сразу отмечу, что, хотя модель 600 внешне напоминала Isetta, она не считалась частью её семейства и не имела подобного обозначения. Новинка должна была быть в состоянии с комфортом вместить семью из четырёх человек, а значит, быть длиннее и, следовательно, тяжелее. Конечно, это создавало и другие проблемы, поскольку 9,5-сильный двигатель Isetta явно не удовлетворял требованиям, поэтому инженеры поняли необходимость кардинальных изменений.
Хотя колесная база Isetta составит 1470 миллиметров, инженеры увеличили ее на 230 мм. Это позволило разместить второй ряд сидений и задние двери. Масса автомобиля также выросла с 353 до 515 килограммов. Общая длина нового 600-го составила 2,9 метра, что, опять же, значительно короче, чем у Volkswagen Beetle (4079 мм). Салон оказался чрезвычайно просторным для относительно небольших габаритов, и 600-й еще долго будет получать похвалы за то, как дизайнерам удалось максимально эффективно использовать столь ограниченное пространство.
Это не значит, что салон в целом был высокого качества, особенно по меркам BMW, и компания постаралась использовать материалы премиум-класса, такие как кожаные сиденья и отделка дверей. Кроме этого, из оборудования нам были видны только рулевое колесо и спидометр, так что 600-я модель не сильно отличалась от других моделей класса.
Что касается дизайна, то 600-я модель позаимствовала у Isetta только передние двери и фары, а всё остальное было разработано специально для неё. Впоследствии это стало серьёзной проблемой, поскольку модель выглядела как её младший брат и считалась частью Isetta, хотя BMW пыталась с помощью рекламы и промоакций показать публике, что 600-я таковой не является. Самая большая проблема – это механика, и она подверглась значительным изменениям. Как уже говорилось, двигатель Isetta объёмом 0,3 литра и мощностью 9,5 л.с. оказался неудовлетворительным, и немецкий производитель решил позаимствовать чуть более мощный 0,6-литровый двигатель от мотоцикла R67. Он устанавливался за задними колёсами и развивал мощность 19,5 л.с. Коробка передач была четырёхступенчатой механической, а модель 600 могла развивать максимальную скорость 100 км/ч. Стоит отметить, что передняя подвеска была идентична подвеске Isetta, но инженерам пришлось разработать совершенно новую заднюю подвеску из-за возросшей массы.
Хотя 600-я модель получила относительно высокие оценки, её цена в 1050 долларов США (около 11 870 «Зелембац» по сегодняшним меркам) в некоторых случаях была выше, чем у Buba. BMW надеялась, что более сильный бренд по сравнению с «народным» Volkswagen привлечёт покупателей, но опустошённая Европа всё ещё стремилась получить максимальную отдачу от своих денег. Проще говоря, мало кто выбирал 600-ю вместо Buba или Spaček. Этот автомобиль выпускался только с 1957 по 1959 год и за этот период привлёк 34 813 покупателей, хотя и был частью предложения на крупнейшем тогда американском рынке.
Автомобильные бренды нередко выпускают модели, «ниже своего достоинства», лишь чтобы пережить трудные времена, и 600-я модель, безусловно, относится к этой категории. Если бы она добилась большего коммерческого успеха, возможно, сегодня к ней бы относились с уважением (как к Isetta), но в конечном итоге 600-я будет забыта, несмотря на все усилия, предпринятые ею для выхода на рынок с весьма скромными ресурсами...