Найти в Дзене
Авториторика

За отпуск платим мы. Завод Haval под Тулой встал, склады забиты. Разбираю, как жадность погубила народного любимца

Оглавление

У вас во дворе стоит новенький китайский кроссовер? Или, может, вы как раз присматриваетесь к покупке, изучая очередной обзор на Haval Jolion? Еще год назад это было символом успеха, правильного выбора. А теперь представьте на секунду: тот самый гигантский, суперсовременный завод Haval под Тулой, в который вбухали полмиллиарда долларов, стоит в оглушительной тишине.

Конвейер молчит. А на парковках и складах под палящим августовским солнцем пылятся тысячи, десятки тысяч никому не нужных машин. Продажи рухнули. Что, черт возьми, произошло? Как бренд, ставший лидером, умудрился за несколько месяцев докатиться до такого состояния?

Давайте без воды и маркетинговой шелухи разберемся, где именно они свернули не туда, и почему за их ошибки платить приходится нам с вами.

Из грязи в князи: как Haval влюбил в себя Россию и заставил поверить в "китайца"

Помните 2017 год? Сказать тогда, что ты хочешь купить китайский автомобиль, было сродни каминг-ауту. Тебя бы просто не поняли. Косые взгляды, шуточки про фольгу вместо металла и ресурс двигателя до первого ТО. И вот на этом выжженном поле скепсиса появляется Haval. И не просто с импортом, а с дерзким, почти безумным планом: построить в Тульской области завод полного цикла. Не какая-то там "отверточная сборка", а полноценное производство со штамповкой и окраской. Они вложили в это 500 миллионов долларов!

Тот самый завод в Узловой. Роботы, технологии, большие надежды... и оглушительная тишина сегодня.
Тот самый завод в Узловой. Роботы, технологии, большие надежды... и оглушительная тишина сегодня.

Это был мощный ход. Они как бы говорили: "Ребята, мы здесь всерьез и надолго". И, знаете, это сработало. Завод в Узловой стал символом новой эры. С 2019 года продажи поперли вверх, как на дрожжах. Сначала скромные 12 000 машин, потом 17 000, а к 2023 году – уже больше 110 000! Пиком стал 2024-й, когда они продали почти 191 000 автомобилей.

Модели Jolion, F7, Dargo стали настоящими народными хитами. Я и сам, честно говоря, нет-нет да и заглядывался на брутальный Dargo, выглядел он на дороге очень убедительно. Казалось, они нашли золотую формулу: современный дизайн, куча опций и "российская прописка".

Гром среди ясного неба: почему конвейер замолчал, а сотрудники ушли в "отпуск"?

И вот на этом самом взлете, в 2025 году, всё посыпалось. За первые семь месяцев продажи просели на 21,5%. Цифра вроде бы не катастрофическая, но для лидера рынка – это тревожный звонок. А потом пришла новость, которая взорвала автомобильное сообщество: с 11 августа производство остановлено. Официальная версия – плановый корпоративный отпуск. Ну да, конечно, в самый разгар сезона, когда конкуренты грызутся за каждого клиента. Вы в это верите? Я – ни на секунду.

Это не отпуск, это замаскированная кома. Когда у тебя склады забиты машинами, которые никто не покупает, ты не уходишь отдыхать – ты судорожно ищешь выход. Истинная причина проста и жестока: спрос на продукцию Haval испарился. Компания оказалась просто не готова к тому, что вчерашний обожаемый продукт сегодня стал никому не нужен. Почему так вышло, а? Неужели всё дело в качестве? Нет, тут всё гораздо глубже и циничнее.

Пока Haval строил "космодром", конкуренты тихо захватывали рынок. В чем просчитались китайские стратеги?

Главная проблема Haval – это их собственный гигантский завод. Он стал одновременно и главным достижением, и гирей на ногах. Пока они годами строили свой "Версаль" с нуля, вкладывая колоссальные деньги в бетон и железо, их конкуренты оказались хитрее и проворнее. Что сделали, например, в Chery? Они не стали изобретать велосипед. Они просто пришли на готовое: арендовали пустующие мощности бывшего завода Volkswagen в Калуге, другие присмотрелись к заводу Mercedes в Подмосковье.

Этот подход, как у партизан в лесу, позволил им сэкономить кучу денег и, что самое главное, времени. Пока Haval отбивал свои инвестиции, Chery, Geely и другие уже вовсю продавали машины, обновляли модельные ряды и агрессивно откусывали долю рынка. В итоге в 2025 году Chery (даже без учета своих суббрендов Omoda и Exeed!) обогнала Haval по продажам.

И теперь, когда спрос упал, Haval несет колоссальные убытки. Завод нужно содержать, зарплаты тысячам сотрудников платить, амортизацию оборудования никто не отменял. А продаж нет. Вот вам и микро-конфликт: их главная гордость стала их главной проблемой.

"Сделано у нас - цена как у них": главный обман, который не простили покупатели

А теперь давайте о самом больном. О деньгах. Когда Haval строил завод, какой главный посыл был для нас, покупателей? Правильно: "Локализация! Машины станут дешевле!" Ведь нет таможенных пошлин, логистика проще, плюс государство дает льготы. Логично? Логично. А что мы получили по факту?

А по факту мы получили цены, которые в ДВА раза выше, чем в самом Китае. Давайте просто возьмем калькулятор. Бестселлер Haval Jolion у нас стоит от 2,8 миллиона рублей. Знаете, сколько он стоит на родине, в Китае? В пересчете на наши деньги – около 1,3-1,4 миллиона. Как вам такая арифметика?

И вишенка на этом торте жадности: Haval, как российский производитель, освобожден от уплаты утилизационного сбора. Это прямая экономия в 150-200 тысяч рублей на каждой машине! Плюс налоговые льготы в особой экономической зоне. Куда же уходит вся эта выгода? Ответ прост. Инсайдеры из отрасли в один голос говорят, что чистая прибыль Haval с каждой проданной в России машины составляет 20-25%.

"Для понимания: это космические цифры. Европейские бренды в лучшие годы работали у нас с маржой в 5-8%. А тут – 25%! Это уже не бизнес, это, простите, просто дойка рынка, который оказался в безвыходном положении."

По сути, за счет российских покупателей и государственной поддержки Haval просто отбивал свои гигантские инвестиции в завод, забыв, что главный инвестор – это человек, голосующий рублем. И в какой-то момент этот "инвестор" просто сказал: "Хватит. Я не готов платить за воздух".

15 000 никому не нужных машин: как выглядит логистический кошмар Haval под Тулой

Что происходит, когда ты производишь машины, а их никто не покупает? Правильно, они копятся на складе. По последним данным, на площадках Haval скопилось от 15 до 20 тысяч готовых автомобилей. Чтобы вы понимали масштаб, это двух-трехмесячный объем продаж. Представьте себе огромное поле, до горизонта заставленное новенькими кроссоверами, которые медленно превращаются в неликвид.

Примерно так сегодня выглядят склады Haval. Тысячи машин, замороженные миллионы и туманные перспективы.
Примерно так сегодня выглядят склады Haval. Тысячи машин, замороженные миллионы и туманные перспективы.

Это не просто замороженные деньги (а это десятки миллиардов рублей!). Это еще и прямой ущерб. На автомобилях, которые долго стоят без движения, разряжаются аккумуляторы, деформируется резина ("квадратные" колеса – знакомо?), лакокрасочное покрытие выгорает. Говорят, что охранники на этих стоянках уже сбились со счета, перегоняя машины с места на место, чтобы хоть как-то сохранить шины.

Это тихий, медленный кошмар, который наносит бренду удар куда сильнее, чем просто падение продаж – он бьет по репутации. Вчера ты был на коне, а сегодня твое имя ассоциируется с забитыми складами и пустующими автосалонами.

Так что, Haval – всё? Или еще поборемся?

Ситуация, честно говоря, патовая. Снизить цены, чтобы распродать склады? Это значит признать свою ценовую политику ошибочной и обрушить вторичный рынок, разозлив тех, кто уже купил машину по завышенной цене. Продолжать держать цены? Это значит смотреть, как конкуренты уводят последних клиентов.

Haval совершил классическую ошибку победителя: он забронзовел. Уверовав в свою исключительность и "народную любовь", бренд решил, что можно бесконечно задирать цены, игнорируя рынок. Но рынок, особенно российский, такого не прощает. Мы можем долго терпеть, но в один момент просто разворачиваемся и уходим. Что, собственно, и произошло. Смогут ли они выбраться из этой ямы, которую сами себе вырыли? Вопрос открытый. Но одно ясно точно: время сверхприбылей для них закончилось.

Вот такая, друзья, невеселая арифметика. Если этот разбор заставил вас задуматься и открыл глаза на происходящее – жмякните палец вверх, это лучшая благодарность за честный анализ!

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующие разборы полетов. Обещаю, будет так же честно и без купюр!

А теперь вирусный вопрос на засыпку, жду ваших мнений в комментариях:

Как вы считаете, это просто жадность конкретного бренда Haval, или весь китайский автопром решил, что нашел в России золотую жилу и можно творить что угодно?