Найти в Дзене
Шагающий экскаватор

Шамиль Идиатуллин, «Бояться поздно»

Страниц: 300 Оценка: 6/10 Первое издание: 2024 г. Увлекательность: 5/10 Прописанность героев: 7/10 Сюжет: 6/10 Глубина: 6/10 Эмоции: 5/10 Идея: 8/10 С романом произошёл удивительный случай: я очень люблю творчество Шамиля Шаукатовича, Татарстан (хотя до сих пор ни разу там не была) и истории о петлях времени. Однако эти сами по себе прекрасные компоненты в этот раз, смешавшись, выдали вариант, который мне не понравился. Аля собирается в долгожданную поездку в загородный дом, где с приятелями протестирует новую игру. Их компашка любит загадки, а потому и игра у них будет связана с разгадыванием какой-то тайны — но подробностей девушка пока не знает. И вот она собирается, и вроде бы даже встала заранее — но оказывается, что ей подсуропил ноутбук, опаздывающий на 4 минуты. Она пулей выбегает из дома, едва успевает на электричку, влетая в открытые двери. И дальше вроде бы всё идёт хорошо — пока они, заселившись в дом, не решают открыть свои ноутбуки и зайти в игру. А там Алю ждут с

Страниц: 300

Оценка: 6/10

Первое издание: 2024 г.

Увлекательность: 5/10

Прописанность героев: 7/10

Сюжет: 6/10

Глубина: 6/10

Эмоции: 5/10

Идея: 8/10

С романом произошёл удивительный случай: я очень люблю творчество Шамиля Шаукатовича, Татарстан (хотя до сих пор ни разу там не была) и истории о петлях времени. Однако эти сами по себе прекрасные компоненты в этот раз, смешавшись, выдали вариант, который мне не понравился.

Аля собирается в долгожданную поездку в загородный дом, где с приятелями протестирует новую игру. Их компашка любит загадки, а потому и игра у них будет связана с разгадыванием какой-то тайны — но подробностей девушка пока не знает. И вот она собирается, и вроде бы даже встала заранее — но оказывается, что ей подсуропил ноутбук, опаздывающий на 4 минуты. Она пулей выбегает из дома, едва успевает на электричку, влетая в открытые двери. И дальше вроде бы всё идёт хорошо — пока они, заселившись в дом, не решают открыть свои ноутбуки и зайти в игру.

А там Алю ждут смерти и попытки разгадать и остановить их. Она видит, как приятели умирают, и пытается разобраться, почему это происходит, и почему она сама умирает раз за разом. Она понимает, что это временная петля, и при неудаче она начинает снова и снова, не в силах прекратить этот затянувшийся день. Ей нужно понять, кто это сделал и зачем — иначе петлю не разорвать.

Звучит, согласитесь, шикарно. Но я не смогла получить удовольствие от чтения: ближе к середине книги я начала сильно путаться в происходящем. Меня очень смутило погружение в что-то потустороннее, фэнтезийное, что-то такое. Особенно момент с тем, как Аля проникла в воспоминания своих друзей. Это очень сильно путает, ты перестаёшь понимать, какие правила у повествования. Сразу сбивается ритм. Поэтому если до этого чтение шло более или менее плавно, то после таких погружений стало тяжело понимать происходящее.

Но что мне понравилось, так это временной сдвиг, из-за которого Аля отделена от остальных. То есть это не только петля, но ещё и с такой заковыкой, которая усложняет задачу. Однако, к сожалению, и этот момент тоже утяжелял чтение.

Также, конечно же, мне очень нравится... Не знаю, как назвать, поэтому назову татарской репрезентацией. Тут в действующих лицах Тинатин, Алия, Карим — не более привычные нашему уху славянские имена и уж тем более не что-то на западный манер. И это мне очень нравится в книгах автора: такая самобытность, принадлежность к своему краю, в котором вырос, которым напитался.

Ещё я поняла, что у писателя не очень хорошо получается писать молодёжных современных персонажей. У меня было ноль вопросов к молодым ребятам из того же Города Брежнева или даже Убыра, но здесь попасть в эфемерное текущее состояние ребят-студентов не получилось. Они ощущаются как симулякр, что добавляет нотки испанского стыда. Однако всё не катастрофически плохо, просто нет ощущения понимания героев, сопереживания им, а также идентификации с реально существующей прослойкой. Именно копия чего-то несуществующего, а не отражение эпохи.

В общем, роман не так уж и плох сам по себе, хотя мешанина из образов, догадок и вторжений за грань реальности очень путала. Также финал не принёс удовлетворения. Однако это не уровень Шамиля Идиатуллина, я видела у него гораздо более сильные произведения, которые было приятно читать и которые оставляли после себя отпечаток. Возможно, жанр молодёжных триллеров — не совсем то направление, в котором писатель силён. Мне кажется, Шамиль Шаукатович лучше всего раскрывает свой талант в прозе о советском периоде, а также в татарском фольклоре.