Не могу не поделиться своими впечатлениями от произведения Михаила Зощенко "Повесть о разуме". Из-за цензуры советского времени повесть была опубликована только после его смерти.
В повести писатель-стирик Зощенко пытается постичь источник своей депрессии и телесных недугов, не дававших ему покоя долгие годы. С этой целью он обращается к методу свободных ассоциаций и толкования сновидений Фрейда и учению И. П. Павлова об условных рефлексах.
Его труд - прекрасный пример самоанализа, хоть он и не был психологом по образованию и не занимался психотерапией.
Тем не менее, я всё же рекомендую заниматься этими "раскопками" со специалистом. Обстоятельства жизни у всех разные, как и способность к переоценке. Неумелое самокопание может вызвать самые неожиданные реакции!
В своей статье я приведу наиболее интересные мне места из книги Михаила Михайловича.
Зощенко сообщает, что часто видел сны про нищего, который его преследовал, и в ужасе просыпался, но не мог вспомнить ни одной ситуации из жизни чтобы его напугал когда-то нищий. Тогда писатель, отталкиваясь от метода толкования сновидений Фрейда, приходит к выводу, что нищий что-то символизирует, а именно - протянутую руку, которая хочет у него что-то забрать.
Автор выдвигает идею о том, что ужас перед рукой, тянущейся к нему во сне, берёт начало в младенческом возрасте, ведь младенец ещё не способен адекватно оценивать происходящее. Хотя и ребёнок старше тоже не всегда находит адекватное объяснение тому, что его тревожит, расстраивает. Так, например, видя размолвку родителей и не имея достаточной информации, он думает, что ссора произошла из-за него.
Перебирая в памяти рассказы матери о его раннем детстве, Зощенко вспоминает её рассказ о том, как врач спешно, т.к. был риск заражения крови, делал ему операцию без наркоза.
Писатель поставил себя на место этого 2-хлетнего ребёнка и попытался представить происходящее его глазами - бедный малыш испытывал ужас оттого, что какая-то страшная рука, вооружившись ножом, стала резать его маленькое тельце. Этот пример наглядно показывает особенности детского восприятия. Маленький мальчик ещё не понимает, что врач, наоборот, спасает его от смерти, и, быть может, сам переживает. Но у него складывается образ ужасающей руки, которая забрала его от матери, лишила безопасности и, возможно, хочет забрать его жизнь.
Долгое время у Зощенко были трудности с пищеварением и страх апоплексического удара (инсульта).
Разбираясь с этой темой, писатель вспоминает слова матери о том, что он был тревожным ребёнком и долго не мог отвыкнуть от груди. Как-то мать кормила его грудью, лёжа на кровати, как вдруг раздался мощный раскат грома. Мать от испуга вскочила, бросив сына на кровать, но неудачно - сын повредил руку. Оказалось, в тот вечер молния ударила в сарай рядом с домом, сарай загорелся, ещё и убило корову. В то лето было очень много гроз. Но малыш объяснил себе это происшествие так, что грудь как источник удовольствия, жизни таит в себе опасность, что в любой момент он может это потерять.
Зощенко представляет ребёнка маленьким зверьком, который пока не обладает жизненным опытом, логикой, и при знакомстве с миром на каждом шагу видит опасность.
Как он предполагает, после того происшествия с громом, у него, по принципу условного рефлекса, сформировалась стойкая установка, что нужно есть, поскольку не есть нельзя, но за еду придётся страдать. В дальнейшем это распространилось не только на еду, но и на жизненные удовольствия и отношения с женщинами - на витальные потребности, удовлетворение которых даёт вкус жизни.
То, что даёт вкус жизни, в детском воображении связалось со смертельной опасностью. Так, во время свидания с женщинами у писателя случались панические атаки.
Страх грома и удара молнии, по его мнению, вылился в дальнейшем в страх удара по здоровью, а именно, в страх кровоизлияния в мозг.
В общем, Зощенко приводит в своей пьесе много интересных ассоциативных связей, которые обусловили его психо-эмоциональное состояние и во взрослом возрасте.
Верны эти ассоциации или нет - не так важно. Важно - верит ли в них сам человек, и помогает ли ему эта информация.
Путь к исцелению писатель увидел в том, чтобы осознать источник травмы и переосмыслить с позиции взрослого, мудрого разума, что и было сделано. Посмотрев на события прошлого глазами взрослого, он осознал, что никто не хотел лишить его жизни, а заложившаяся установка, что еда и другие удовольствия непременно приведут к страданию, и вовсе показалась абсурдной.
Осознание - первый шаг, а затем нужно формировать новые рефлексы, жить в новой парадигме, несмотря на то, что старое пытается затянуть обратно.
Далее Зощенко исследует обстоятельства жизни своих знакомых, классиков литературы, пытаясь увидеть, какие неадаптивные схемы - те самые условные рефлексы, повлияли на них.
Очень любопытное произведение! Рекомендую к прочтению.
Приобретайте мою видео-лекцию "Норма и патология в отношениях". Всего 50 минут, которые изменят ваш взгляд на отношения!
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru