Женщина находится на огромной высоте, без еды и с тяжёлой травмой. Вытащить её не получается – как будто сама природа выступает против, решив наказать за дерзость.
Имя русской альпинистки Натальи Наговициной, застрявшей со сломанной ногой на высоте более 7 тысяч метров на пике Победы в Киргизии, уже десятый день не сходит с передовиц новостных изданий. Операция по её спасению превратилась в настоящую драму – женщину даже успели один раз "похоронить", но быстро опровергли слухи. И несмотря на внешний оптимизм, профессиональные спасатели и альпинисты в чудесное спасение верят слабо.
Драма начала разворачиваться 12 августа, когда 47-летняя Наталья на спуске сломала ногу. Напарник Роман оказал ей первую помощь, после чего отправился в штурмовой лагерь за помощью. На следующий день альпинисты Лука Синигилья из Италии и Гюнтер Зигмунд из Германии сумели принести Наталье спальный мешок, газовую горелку с баллоном и немного еды, однако вытащить не сумели из-за погодных условий. Ещё через день, 14 августа, эти же альпинисты попробовали подобраться к Наталье через Пик Важа Пшавела (6918 метров), но не сумели из-за сильной пурги, вынудившей их заночевать на высоте 6800 метров. После этого итальянец скончался – медики полагают, у него случился отёк мозга.
Позднее к операции по спасению подключилось Минобороны Киргизии, выделившее вертолёт, чтобы перебросить спасателей ближе к коварному пику. Однако в дело вновь вмешалась непогода – Ми-8 совершил жёсткую посадку на высоте 4600 метров, а пилот и один из спасателей получили тяжёлые травмы.
Дальше началась путаница. Так, 19 августа Наталья ещё была жива – это определили с помощью беспилотника, но уже 20 числа телеграм-каналы объявили, что она лежит и не двигается, без признаков жизни. Однако очень быстро появилось опровержение, мол спасатели пока считают Наталью живой, а потому готовится очередная операция, начать которую пока снова не даёт непогода.
Вершина смерти
"Пик Победы — очень сложная горная вершина, самый северный семитысячник в мире, его высота — 7439 метров. Там обычно очень сложные погодные условия, из-за этого случаются всякие катаклизмы. Если человек наверху плохо себя чувствует, спуститься оттуда уже проблематично. Тем более, что у девушки-альпинистки перелом ноги, двигаться она не может", - высказался в интервью "Комсомолке" член классификационной комиссии Федерации альпинизма России, член жюри премии "Золотой ледоруб России", именитый альпинист, "Снежный барс" Владимир Шатаев.
Он припомнил, что сам покорял Пик Победы в 1981 году, будучи в составе слаженной команды из 10 человек. Сейчас же, сетует он, процветает "коммерческий альпинизм", когда группы формируются из фактически незнакомых людей, которые поднимаются двойками и тройками.
Шатаев также подчеркнул, что Пик Победы в буквальном смысле усеян телами. Так, ровно 10 лет назад, в августе 2015, практически там же, где сейчас лежит Наталья, погиб президент Федерации альпинизма Архангельской области, мастер спорта Михаил Ишутин из Северодвинска. У него остановилось сердце во время экспедиции, приуроченной к 70-летию Победы. Его тело так и не смогли эвакуировать, оставив в холодной пещере.
"Сложность там в том, что примерно три километра надо идти по гребню на высоте 7000 метров. Чтобы организовать спасательную операцию, нужно, как минимум шесть человек. Причем, это должны быть высотники, люди, которые уже акклиматизированы. В крайнем случае, нужно, чтобы они захватили с собой кислород. Но обычно на Пике Победы кислород не используется, и мы никогда им не пользовались", - подчеркнул он, уточнив, что без слаженной команды спасателей шансов у Натальи фактически нет.
Также среди жертв Пика Победы – грузинский альпинист Илико Габлиани из Сванетии, который погиб в 1961 году. Его останки до сих пор лежат примерно в 50 метрах от места, где пострадала Наталья.
"В 1981 году я видел его тело, завернутое в плащ-палатку", — вспоминает Шатаев.
Да и сама Наталья отлично знает об опасности гор – в 2021 году, что символично, тоже в августе, она потеряла мужа Сергея. Он погиб от инсульта во время восхождения пик Хан-Тенгри, второй по высоте в горах Тянь-Шаня. Ещё при жизни мужчина предостерегал жену от идеи покорять Пик Победы, однако её мечта получить звание "Снежного барса" (его дают за покорение серии сложнейших вершин постсоветского пространства) оказалась сильнее. Тем более, от заветного значка её отделял один последний пик.
"Горы не тайга"
Между тем, пока за жизнь Натальи переживает если не вся страна, то уж точно альпинистское сообщество, находятся те, кто пытается разобраться в причинах случившегося. Так, друзья Натальи заметили странности в поведении группы – иностранцы Гюнтер и Лука почему-то ушли далеко вперёд, а шедший в связке с Наговициной Роман Мокринский, когда та пострадала, не стал оставаться с ней, а отстегнулся и "ушёл за помощью".
"Он должен был взять ее под плечо и попытаться дойти вдвоем хотя бы до Обелиска. Там хоть немного легче, чем на том месте, где лежит Наташа. А он сказал, что ушел за помощью. Но за помощью в горах не ходят, это не тайга. У него была рация, а у Наташи даже рации не было", - приводит "АиФ" комментарии приятелей Натальи.
Более того, один из них рассказал изданию, что свою травму Наталья получила якобы когда Роман сорвался и потянул её за собой. При этом сам мужчина отделался синяками, а вот альпинистка сломала ногу.
Сам же Роман общаться с журналистами отказался.
"Чушь не несите, кого я там ещё оставил? До свидания", - сказал он, оборвав связь.
Между тем, как утверждает телеграм-канал Mash, расходы на спасение Натальи могут лечь на её плечи. Либо на её 27-летнего сына, если женщину спасти не удастся.
Как утверждают источники, знакомые с ситуацией, Наговицина перед восхождением приобрела базовую страховку на 35 тысяч долларов иди 2,8 млн рублей. При этом спасательную операцию уже оценивают в 58,8 тысячи долларов (около 4,7 млн рублей) – в смету входят аренда вертолётов, работа медиков и вероятная эвакуация тела). И получившуюся разницу придётся возмещать, как бы цинично это не выглядело.
Впрочем, наиболее яркую оценку ситуации дал мастер спорта по альпинизму, председатель комиссии по классическому альпинизму Федерации альпинизма России, "Снежный барс" Александр Яковенко:
"Люди, которые не подготовлены, подниматься на высоту 7439 метров не должны. Если они туда попали — возникает какая-то серьезная проблема, какое-то ЧП. Сейчас как раз тот самый случай. Ты ничего не можешь сделать, у тебя нет команды, ничего нет. Как можно было на Пик Победы идти вдвоем? Иначе как безответственным отношением к самому процессу восхождения, я это назвать не могу".