Как я, провинциальный и неосознающий свою левизну диссидент, лично относился к оппозиционности Сахарова?
Помню, я раздобыл как-то подлинник его обращения к Пиночету (или мне это теперь мерещится, а на самом деле я просто услышал текст по какому-нибудь радио «Свобода») и подумал: вот дурак; обращаетcя к фашисту, как к человеку. И решил больше на этого чудика внимания не обращать и времени не тратить.
Вот, что подлинное теперь я смог найти по этому поводу:
«ОБРАЩЕНИЕ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ ЧИЛИ В ЗАЩИТУ ПАБЛО НЕРУДЫ
Беспокоясь о судьбе выдающегося современного поэта и лауреата Нобелевской премии по литературе Пабло Неруды, мы призываем вас исполнить обязанности, соответствующие занимаемому вами положению, и гарантировать свободу и безопасность вашему выдающемуся гражданину.
Можно соглашаться или не соглашаться с его взглядом на мир и политической позицией, но всей своей жизнью и творчеством он доказал человечеству искренность и чистоту убеждений, им исповедуемых.
Пабло Неруда не только великий чилийский поэт, но также гордость всей латиноамериканской литературы. Его славное имя неразрывно связано с борьбой народов Латинской Америки за их духовную и национальную свободу. Насильственная смерть этого великого человека омрачит на долгие времена объявленную вами эпоху возрождения и консолидации Чили.
Человечность и великодушие с вашей стороны к одному из лучших ваших сограждан, без сомнения, способствовали бы нормализации и ослаблению напряженности как в вашей стране, так и во всем мире.
Андрей Сахаров, Александр Галич, Владимир Максимов
18 сентября 1973 г.» (https://document.wikireading.ru/54962).
Пишу же я, узнав вдруг, что Градский пел перед Белым Домом после подавления выступления ГКЧП 31 августа 1991 года (слушать, например тут).
Памяти А.Д. Сахарова
Он умер российскою холодной зимою,
И ангелы - "за", и архангелы - "за".
Его, как Спасителя, слезами умоют.
И слёзы замёрзнут, залепят глаза.
.
Решился Он спешно на эту утрату,
Но видно иначе для Бога нельзя,
Ведь не по проспекту, ни даже по тракту,
А только по небу - святому стезя.
.
И тихо и скорбно просила вдовица,
Чтоб старым и слабым сидеть по домам:
"В такую погоду легко простудиться,
А я его Богу сама передам".
.
Когда от пророка ни толка, ни прока,
То Господом Богом забыта страна.
Странна ли эпоха, страшна ли эпоха…
А впрочем, неплохо: эпоха-страна…
.
По чёрной дороге Россия ступала,
Права позапрятаны, и попран был Храм,
И в смертные дроги судьба его пала
Кровавыми пятнами на головы нам.
И в смертные дроги судьба его пала
Кровавыми пятнами на головы нам.
.
И ныне и присно его не забудут,
И в святцах, и всуе его помянут.
Последний мессия уходит отсюда,
И, не голосуя, его изберут.
.
Так кто ж мы такие? И в чём наша сила,
Что наши мессии уходят от нас?
Жива ли Россия, и - будет Россия?
Никто не ответит, и Бог не подаст
Жива бы Россия! И будет – Россия!
А кто ж нас услышит, и Бог не подаст.
1990
Я был за ГКЧП, но, когда 22 августа поминали тех несчастных, попавших под гусеницы танков ГКЧП, то, верный стадному чувству, я пустил слезу. – Интересно, сможет ли меня растрогать Градский спустя 36 лет?
Я одобрительно кивнул на слова: «А впрочем, неплохо: эпоха-страна…».
Прорвало Градского в объективность всё-таки: это пафосно и позитивно звучит.
Ну в самом деле, не будь большевиков и сталинизма – стать бы России колонией, как ею была великая Индия. Правда много миллионов людей на этом рывке потеряли. – Так на то и великая нация. Как Леонтьев констатировал: задавят кого-то в дверях – ну и что. – Цинично, но факт.
Вообще же – фальшиво. Он, думаю, как и большинство в СССР, был неверующим. Проверил интернетом. – Нет. Не был он верующим.
Как тогда относиться к его апелляции к искренности в исполнении кощунственного приравнивания Сахарова к пророку и мессии? – Только как к артистизму.
Что я могу только умом похвалить: поставил себе задачу притвориться религиозно страдающим – и неплохо выполнил: «архангееелы», «спеееешно» (с мелизмом поёт «е»), то ж с «траааакту». И т.д. Кто-то, может, и купился.
Логики много где просто нет. – Что за голосование на небе, кого умертвлять? Там, вроде, полный тоталитаризм. Или нельзя с логикой подходить к поэту. Если он либерал по убеждению, то и нечего ему пенять на искажение христианского учения. Оно для него образ трепетного человеческого отношения.
Но и тут. Он что, Градский: дурак? Он не знал, что демократия это липа? Что капитализм – это зло? Я например, знал про демократию просто из соображений здравого смысла: раз в СССР её нет, то и нигде её нет. Причём у них она настолько хитрей нашей, насколько капитализм хуже нашего строя. У нас – таки строй в интересах трудящихся. Кто хочет – филонит. И ему ничего. А у них – нееет.
Если по логике, то Сахарова неправомерно уподоблять Спасителю. Того убили молодым и здоровым. А Сахаров умер от болезни, которая «третья по частоте причина сердечной недостаточности» (Википедии), почти в таком же возрасте, как и его отец, а про эту болезнь пишут что она связана «с более чем 20 локусами и генами» (Википедия). В папу пошёл. Но, опять, логически подходить к поэзии нельзя. А сколько-то всё же и можно. Я, например, не слышал, что его тоталитарный режим замучил и свёл в могилу. И запросто можно не реагировать на эмоции его сторонников. Слова «Кровавыми пятнами» вполне можно счесть как неуместную гиперболу.
Немотивированно и «спешно» в назначении Богом времени смерти, мол, «по небу - святому стезя». 14 декабря чем-то отмечено в православии? – Ни одного знакомого святого (см. тут). Какой я ни неграмотный христиански, но искусствоведение заставляет меня много церковного читать.
Неуместен и «Храм». У России многосотлетняя монархическая традиция, вошедшая в народный менталитет. «И в чём наша сила». То есть у Градского прямая геббельсовщина.
И комизма он не избежал (наверно, из-за фальшивости общей позиции). Когда применяют такие фиоритуры как максимальная высота звука (пронзительно-де) в словах: «В такую погоду», то – знаете – как-то смешно, а не чувствительно.
.
Я б не писал вообще о Градском, но он такую значительность играл собою, что я его аж в лицо знал и думал, что он что-то собой представляет в искусстве.
21 августа 2025 г.