Найти в Дзене
Цифровой Океан

В России изучили, чем вулканический пепел опасен для самолетов

Оглавление

До 60 извержений вулканов происходит ежегодно, и каждое из них потенциально угрожает авиации. Пепел, состоящий из микрочастиц горной породы и стекла, может попасть в турбины самолетов и вызвать их перегрев или даже полное отключение.

Photo by Alain Bonnardeaux on Unsplash
Photo by Alain Bonnardeaux on Unsplash

Когда опасность максимальна

Исследователи Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) смоделировали работу авиационного двигателя ПД-14 в условиях разного уровня загрязнения.

  • При «безопасной» концентрации пепла (4 мг/м³ в течение часа) система охлаждения оставалась работоспособной.
  • При критическом уровне (100 мг/м³ всего за несколько минут) отверстия каналов сокращались на 33–70%, а температура лопаток достигала 1297 °C — это на 97 градусов выше допустимого. Риск перегрева и разрушения становился крайне высоким.

История знает примеры, когда встреча с пепловым облаком едва не закончилась катастрофой

В 1982 году у Boeing 747, попавшего в облако после извержения вулкана Галунггунг в Индонезии, одновременно остановились все четыре двигателя. Лишь мастерство пилотов спасло пассажиров.

Совсем недавно, в 2023 и 2025 годах, извержения Шивелуча и Ключевского на Камчатке сопровождались «красным» кодом опасности: полеты в зоне выбросов были запрещены.

Photo by Yosh Ginsu on Unsplash
Photo by Yosh Ginsu on Unsplash

Как защищают полеты

За вулканической активностью следят метеоспутники и наземные станции, после чего международные службы присваивают извержениям цветовые коды — от зеленого до красного. Авиакомпании оперативно корректируют маршруты, чтобы самолеты не проходили через пепловые зоны.

Рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) подтверждаются и российскими исследованиями: при попадании в пепловое облако пилот должен снизить тягу двигателя до минимальной. Это помогает уменьшить образование отложений и сохранить его работоспособность.

Ученые ПНИПУ считают, что их работа позволит усовершенствовать системы охлаждения в новых поколениях авиадвигателей. Это повысит надежность перелетов в зонах повышенной вулканической активности — от Камчатки до Исландии.