До 60 извержений вулканов происходит ежегодно, и каждое из них потенциально угрожает авиации. Пепел, состоящий из микрочастиц горной породы и стекла, может попасть в турбины самолетов и вызвать их перегрев или даже полное отключение.
Когда опасность максимальна
Исследователи Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) смоделировали работу авиационного двигателя ПД-14 в условиях разного уровня загрязнения.
- При «безопасной» концентрации пепла (4 мг/м³ в течение часа) система охлаждения оставалась работоспособной.
- При критическом уровне (100 мг/м³ всего за несколько минут) отверстия каналов сокращались на 33–70%, а температура лопаток достигала 1297 °C — это на 97 градусов выше допустимого. Риск перегрева и разрушения становился крайне высоким.
История знает примеры, когда встреча с пепловым облаком едва не закончилась катастрофой
В 1982 году у Boeing 747, попавшего в облако после извержения вулкана Галунггунг в Индонезии, одновременно остановились все четыре двигателя. Лишь мастерство пилотов спасло пассажиров.
Совсем недавно, в 2023 и 2025 годах, извержения Шивелуча и Ключевского на Камчатке сопровождались «красным» кодом опасности: полеты в зоне выбросов были запрещены.
Как защищают полеты
За вулканической активностью следят метеоспутники и наземные станции, после чего международные службы присваивают извержениям цветовые коды — от зеленого до красного. Авиакомпании оперативно корректируют маршруты, чтобы самолеты не проходили через пепловые зоны.
Рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) подтверждаются и российскими исследованиями: при попадании в пепловое облако пилот должен снизить тягу двигателя до минимальной. Это помогает уменьшить образование отложений и сохранить его работоспособность.
Ученые ПНИПУ считают, что их работа позволит усовершенствовать системы охлаждения в новых поколениях авиадвигателей. Это повысит надежность перелетов в зонах повышенной вулканической активности — от Камчатки до Исландии.