Найти в Дзене
Buhgov

КОСГУ 221: Как правильно учесть расходы на услуги связи и не спутать их с «прочими

КОСГУ 221: Как правильно учесть расходы на услуги связи и не спутать их с «прочими»

В бюджетном учете корректное применение подстатьи КОСГУ 221 «Услуги связи» требует особого внимания. Главный принцип, который следует запомнить: не все, что оказывает оператор связи или «Почта России», является услугой связи в целях КОСГУ. Ключевую роль в классификации играет не название поставщика, а юридическая сущность и содержание оказываемой услуги, определяемые на основании законодательства и официальных разъяснений Минфина России.

Критерий отнесения к подстатье 221 КОСГУ

Расходы относятся на подстатью 221, если приобретаемая услуга является услугой связи в понимании Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Это означает, что организация-исполнитель должна осуществлять деятельность на основании соответствующей лицензии (ст. 17 Закона № 126-ФЗ), а сама услуга должна подпадать под законодательное определение.

К классическим услугам связи, всегда относимым на подстатью 221, относятся:

— Услуги телефонной связи (стационарной, мобильной).

— Услуги по передаче данных, телематические услуги (доступ в интернет).

— Услуги почтовой связи (пересылка писем, бандеролей, посылок, денежные переводы в рамках почтовой связи).

Особый случай: «Почта России»

АО «Почта России» является лицензированным оператором почтовой связи, но одновременно оказывает огромный спектр иных услуг, не требующих такой лицензии. Поэтому при работе с этим поставщиком необходимо тщательно анализировать каждый конкретный договор и оказываемую услугу.

Что относится к услугам связи (КОСГУ 221) через «Почту России»:

— Пересылка почтовых отправлений (письма, открытки, бандероли, посылки).

— Почтовые денежные переводы.

— Услуги по предоставлению права пользования ячейкой абонементного почтового шкафа (сейфовый бокс). Как указал Минфин в письмах от 26.12.2014 № 02-05-10/67890 и № 02-05-10/67888, эта услуга напрямую связана с приемом, обработкой, хранением и выдачей почтовых отправлений, то есть с основной деятельностью почтовой связи.

Что НЕ относится к услугам связи и должно учитываться на подстатье 226 КОСГУ:

— «Бокс-сервис» (доставка товаров интернет-магазинов до пункта выдачи). Как разъяснил Минфин России в письме от 28.07.2020 № 02-08-10/65937, эта услуга определена в «Генеральных условиях оказания услуг почтовой связи, дополнительных и иных услуг» АО «Почта России» в разделе «Иные услуги» и не является услугой почтовой связи.

— Прием платежей ЖКХ и других коммерческих платежей (комиссия за прием).

— Услуги страхования.

— Розничная торговля (продажа товаров в отделениях связи).

Практическое руководство: как не ошибиться

Чтобы правильно отнести расходы, бухгалтеру бюджетного учреждения необходимо:

1. Изучить договор и акты оказанных услуг. Обратить внимание не на название услуги, а на ее фактическое содержание.

2. Свериться с перечнем услуг поставщика. Для «Почты России» таким документом являются «Генеральные условия оказания услуг почтовой связи, дополнительных и иных услуг». Услуги, поименованные в разделах, связанных непосредственно с почтовой связью, относятся на КОСГУ 221. Услуги из раздела «Иные услуги» — на КОСГУ 226.

3. Проверить лицензию поставщика, если речь идет о нестандартной услуге. Но помнить, что наличие лицензии у поставщика не делает автоматически все его услуги «услугами связи».

Заключение

Подстатья КОСГУ 221 применяется строго для учета расходов на услуги, которые по своей юридической и экономической сути являются услугами связи в рамках Закона «О связи». Широкий спектр дополнительных услуг, оказываемых операторами связи (особенно «Почтой России»), требует детального анализа. Ошибка в классификации может привести к искажению данных бюджетного учета.

Главное правило: если услуга не является основной для оператора связи и не требует соответствующей лицензии, с высокой долей вероятности ее следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».