Найти в Дзене
книжный енот

Макс Фрай «Так берегись» - это все Агата

Я как-то искренне верила, что не читала «Так берегись» до сих пор, потому что мне не хотелось расставаться с Ехо. Почти шесть лет простояла на моей полке эта книга, изредка, во время уборки, подмигивая поездом, интригуя — ведь нет в в мире Ехо никаких поездов, давай, загляни, узнай, в чем дело. Так вот, шесть лет спустя я наконец-то узнала, причем тут поезд, и совсем не такого прощания с циклом мне хотелось. От этой книги меня мутило, я заставляла себя через нее пробираться, чуть ли не сделав ее собственным наказанием неизвестно за какие грехи. Я ж все-таки не сэр Макс, чтобы любить все подряд и прощать миру любые погрешности, и я терпеть не могу, когда мной манипулируют, прикрываясь при этом абсолютно идиотской причиной. Где ты дома, а где не дома – вопрос философский, и ответов на него существует примерно столько же, сколько высказавшихся на эту тему философов. Кашу, как всегда, заварил сам Макс, и его вечерняя прогулка через пустырь обернулась овеществленным сновидением. Да не прост

Я как-то искренне верила, что не читала «Так берегись» до сих пор, потому что мне не хотелось расставаться с Ехо. Почти шесть лет простояла на моей полке эта книга, изредка, во время уборки, подмигивая поездом, интригуя — ведь нет в в мире Ехо никаких поездов, давай, загляни, узнай, в чем дело.

Так вот, шесть лет спустя я наконец-то узнала, причем тут поезд, и совсем не такого прощания с циклом мне хотелось. От этой книги меня мутило, я заставляла себя через нее пробираться, чуть ли не сделав ее собственным наказанием неизвестно за какие грехи. Я ж все-таки не сэр Макс, чтобы любить все подряд и прощать миру любые погрешности, и я терпеть не могу, когда мной манипулируют, прикрываясь при этом абсолютно идиотской причиной.

Где ты дома, а где не дома – вопрос философский, и ответов на него существует примерно столько же, сколько высказавшихся на эту тему философов.

Кашу, как всегда, заварил сам Макс, и его вечерняя прогулка через пустырь обернулась овеществленным сновидением. Да не просто каким-то, а предсмертным — умирающей женщине приснилось, как она едет на поезде по сказочным мирам. А Макс был так рад увидеть поезд в Ехо, что немедленно им очаровался и отдал ему все свои силы. Ненамеренно, но с большим энтузиазмом, сам чуть не исчез.

И тут то мог случится интересный сюжет, как всемогущий сэр Макс учится жить без магии и без кофе поутру, а его ослабевшую тушку по очереди охраняют друзья от всевозможных обрадованных шансом злодеев, но нет — сила возвращается, а случившееся если и чему-то учит Макса, то учит некачественно, не от всей души.

Поэтому ничего не останавливает Макса от того, чтобы мотаться в этот грешный поезд, смотреть из окна на выдуманные миры и таять от восторга рядом с владелицей поезда — Агатой.

Когда-то давно, еще в юности придумала, что книги надо продавать с набором напитков, которые пьют герои, чтобы читатель тоже мог все попробовать. Была бы богата, обязательно открыла бы такой магазин.

И поначалу мне даже казалось, что написав Агату, грустную создательницу десятков миров, Фрай вписала в мир частичку себя. Но это ощущение быстро разбилось о нарциссизм и манипуляции. Даже весь мой обширный опыт чтения историй про маньяков не смог заглушить тошноту от этой героини, которую весь мир Ехо и каждый персонаж жалеют, оправдывают, сочувствуют. Были ли прежде у Фрая мерзкие герои и героини? Естественно, но даже они были человечны, и несли хоть какое-то, но наказание за свои поступки. Агата же берет и берет, она пожирает все, до чего дотянется, она не верит в ценность кого-то, кроме себя.

...жизнь у людей забирать нельзя. Просто нельзя, и все. Она не для этого. Не для того чтобы тратится на чужие замыслы и дела, даже великие, вроде твоих. А для того, чтобы человек сам прожил её, как сумеет. Мне знаешь, тоже далеко не всегда нравится, как люди распоряжаются свой жизнью. Но это не повод её у них отнимать.

А все, начиная с самого Макса, заканчивая Джуффином и Сотофой, мило улыбаются и умиляются, дескать, ну какая девчонка молодец, так все хорошо придумала.

И я от этого качественно устала. Хотелось вылить на любимых героев ушат ледяной воды, чтобы они вновь стали любимыми, перестали быть картонками, повторяющими одни и те же слова. Хваленные выдуманные миры за окном поезда показались мне не яркими, живыми местами, а блеклыми картинками, нарисованными неумелой рукой, не умеющей любить. Да и не могут быть хорошими миры, в которых все подчинено желаниям одного человека. К концу книги автор ухитрилась даже достать меня этими бесконечными перечислениями одного и того же, а я и с первого раза поняла.

Видимо, так выглядит окончательная смерть цикла, не зря эта книга последняя. Этакая судорога умирающего, превращающая красивый и поэтичный цикл в температурный сон. И учитывая, что это даже не ощущается концом, а скорее недописанной страницей, я, пожалуй, притворюсь, что этой книги и вовсе не было. Не готова я испытывать негативных чувств к Ехо, не готова я вновь удивленно и саркастично поднимать брови из-за слов Шурфа, не готова я вновь испытывать это душащее укачивание несущегося поезда. Если это была попытка фэнтезийного переосмысления «Преступления и наказания», то хотелось бы мне, чтобы она случилось где-то еще, а не в нежно любимом годами цикле.

Принято считать, будто всякий опыт драгоценен, но знаешь, по-моему, всё-таки нет. Есть вещи, без которых вполне можно обойтись.

Это - восьмая часть цикла «Сновидения Ехо». А перед этим циклом были циклы «Лабиринты Ехо» и «Хроники Ехо». И каждый был прекрасен. Путешествие в Ехо долгое, но оно того стоит.

О предыдущих книгах цикла:

Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рада и расскажет о самых захватывающих и интересных книгах.