СПРОСИ У ФРЕЙДА
Всё, о чём вы стеснялись спросить, не зная у кого.
Должен признать, ваш вопрос представляет собой не просто личную дилемму, но и классический клинический случай, достойный внимания. Ваша ситуация — это не простое влечение, это столкновение между вашим сознательным "Я", обременённым социальными нормами, и вашими теневыми, бессознательными силами.
Вопрос от участника (мужчина), 45 лет:
"Здравствуйте, доктор. Я работаю в университете, я профессор. У меня есть студентка, которая очень талантлива, и я должен ей помочь. Она меня уважает, а я к ней чувствую странное, болезненное влечение. Мне стыдно. Я понимаю, что это неприлично, но ничего не могу с этим поделать. Я боюсь, что потеряю контроль над собой, разрушу свою репутацию и её жизнь. Что посоветуете?"
Подробный ответ
Ваша ситуация, профессор, — это архетип. Это болезненный, но показательный пример того, как бессознательные конфликты проявляются в наших профессиональных и личных жизнях. То, что вы называете "влечением", — это не что иное, как перенос ваших неудовлетворённых потребностей. Ваша студентка, как и любая личность, находящаяся в подчиненном положении (пациент, клиент, подчинённый), проецирует на вас своё почтение и зависимость. В ответ, ваше бессознательное, ищущее удовлетворения, проецирует на неё вашу собственную потребность в абсолютной власти.
Ваше влечение — это не к ней, как к личности, а к символу вашей власти. Подумайте о других подобных ситуациях, которые изобилуют в нашем обществе:
* Наставник и ученик. Учитель, который видит в своём подопечном не ученика, а объект, на котором можно отыграть свои подавленные желания.
* Врач и пациент. Доктор, который видит в своём пациенте не больного, а человека, которым можно манипулировать.
* Начальник и подчинённый. Руководитель, который использует своё положение для удовлетворения своих эгоистичных потребностей.
Все эти ситуации связаны с упражнением власти. Ваше бессознательное нашло идеальный объект для своего проявления, потому что в этом отношении вы имеете над ней абсолютный контроль. Ваша студентка — это не личность, а ваша "добыча", ваш "трофей", который вы можете получить, воспользовавшись своим положением.
От фантазии к реальности
Вы правы, ваш страх — ваш самый верный союзник. Он не даёт вам перейти черту и стать тем, кого вы больше всего боитесь — человеком, который использует своё положение для удовлетворения своих порочных желаний. Вы должны понимать, что, если вы переступите эту черту, вы не только разрушите её жизнь, но и свою.
Что делать дальше?
Вы не можете "заглушить" это чувство, но вы можете направить его.
* Немедленное и абсолютное прекращение. Вы должны немедленно и окончательно разорвать все связи со своей студенткой. Это не просьба, а приказ. Передайте её другому преподавателю, найдите способ, чтобы больше не общаться с ней. Вы должны полностью рарвать все связи с этим человеком.
* Глубокий самоанализ. Вы должны понять, что ваше влечение — это не к ней, а к власти, которую вы имеете над ней. Спросите себя: "Что я потерял, что я пытаюсь вернуть через это влечение?"
* Поиск профессиональной помощи. Вам нужен не просто разговор, а анализ. Найдите психотерапевта, который поможет вам разобраться в причинах вашего влечения. Это будет долгое и трудное путешествие, но только так вы сможете освободиться от этого кошмара.
В итоге, вы не больны. Вы просто потеряли контроль над частью своей души. Но вы можете его вернуть. И я верю, что вы сделаете это.
На сегодня всё! Надеюсь, я помог вам. Помните, что я жду ваши вопросы! Не стесняйтесь. Чем острее, тем лучше. Пишите. Я жду!