Представьте: первое сентября, торжественная линейка закончилась, и родители ведут своих первоклашек в класс. В дверях их встречает... мужчина. Половина мам моментально впадает в панику: «Как так? А где же наша Валентина Петровна? Кто этот дядя? Он что, умеет с детьми работать?»
Знакомая картина? В этом году набор в первые классы большой — демографическая яма постепенно заканчивается. И не везде родители увидят привычную картину: пожилую учительницу или молоденькую выпускницу педвуза. Иногда за учительским столом сидит мужчина. И это совершенно нормально.
Сегодня разберём главные страхи родителей и покажем, почему встретить в начальной школе учителя-мужчину — это скорее удача, чем проблема.
Он же не понимает детскую психологию
Классический родительский ужас номер один. Где-то на уровне подкорки сидит убеждение: мужчина грубый, не чувствует детей, будет кричать на малышей и травмировать их нежную психику.
А теперь честно: откуда эта уверенность? Из фильмов советских времён, где учитель-мужчина обязательно был злым и строгим? Или из собственного детства, когда физрук или трудовик орал на всю школу?
Современные педагоги-мужчины — это совсем другая история. Они изучали ту же детскую психологию, что и женщины, проходили те же курсы и тренинги. Более того, многие из них пришли в профессию осознанно, понимая все сложности работы с детьми.
Посмотрите на это с другой стороны: мужчина умеет найти идеальный баланс между заботой и требовательностью. Он не будет сюсюкать с ребёнком, который устроил истерику, но и не оставит малыша без поддержки. Забыл дома учебник? Не страшно, возьмёшь у соседа по парте. В следующий раз не забудешь.
Женщина в такой ситуации может начать жалеть ребёнка, звонить маме, устраивать целое представление. Мужчина решает проблему быстро и без лишней драмы. Детям это нравится — они чувствуют себя более самостоятельными и взрослыми.
Кстати, в Финляндии, которую все ставят в пример по качеству образования, доля мужчин среди учителей начальных классов в три раза выше, чем в России. И ничего, дети не травмированы.
С дисциплиной у него точно будут проблемы
Ещё одна забавная логика: раз мужчина, значит, детей не усмирит. Мол, они его не будут слушаться, потому что он не мама и не бабушка.
В реальности всё работает с точностью до наоборот. Дети подсознательно воспринимают учителя-мужчину как фигуру отца. А папу, как известно, слушают внимательнее. Это не значит, что мужчина должен быть суровым диктатором. Просто у него изначально больше авторитета.
Помните себя в детстве? Мама могла сто раз сказать «убери игрушки», а вы продолжали играть. Но стоило папе произнести то же самое — и вы мгновенно бросались наводить порядок. С учителем-мужчиной работает тот же принцип.
При этом современные педагоги-мужчины прекрасно владеют методами позитивной дисциплины. Они не кричат и не запугивают. Они договариваются, объясняют правила, используют игровые методы. Но делают это с мужской уверенностью, которая действует на детей магически.
Один московский коллега рассказывал: «У меня в классе есть особенно активный мальчик. На уроках у предыдущей учительницы он постоянно мешал, вскакивал с места, болтал. А у меня сидит тише воды, ниже травы. Просто знает: если дядя Андрей сказал — значит, так и будет».
А где же материнская забота и тепло?
Самый эмоциональный аргумент, особенно от мам. Мол, маленьким детям нужна именно женская забота, материнское тепло, нежность. А что может дать суровый мужчина?
Во-первых, кто сказал, что мужчины суровые? Многие педагоги-мужчины — очень тёплые, отзывчивые люди. Они умеют пожалеть расстроенного ребёнка, похвалить за успехи, поддержать в трудную минуту. Просто делают это по-мужски.
Во-вторых, мужское внимание детям тоже необходимо. Особенно мальчикам из неполных семей, которые растут только с мамами и бабушками. Для них учитель-мужчина становится важным примером мужского поведения.
Но и девочкам полезно общаться с мужчинами-педагогами. Они учатся не бояться представителей сильного пола, спокойно с ними общаться, уважать их мнение. Это пригодится в жизни.
В-третьих, кто сказал, что в школе ребёнок должен получать именно материнскую заботу? У него есть настоящая мама дома. А в школе пусть учится взаимодействовать с разными людьми, в том числе с мужчинами.
Многие родители потом удивляются: «Наш сын стал более самостоятельным и ответственным после того, как попал к учителю-мужчине». Конечно, ведь с ним общались не как с маленьким беспомощным существом, а как с личностью.
Учительская зарплата — не мужское дело
Этот аргумент обычно выдвигают папы, которые считают: настоящий мужчина должен зарабатывать большие деньги, а не возиться с детьми за копейки.
Времена изменились. В Москве учитель может получать 80-100 тысяч рублей в месяц. В регионах поменьше. К тому же, у педагогов длинный отпуск, соцпакет, возможность подрабатывать репетиторством.
К тому же, школа — это не тупик. Амбициозный учитель может стать завучем, директором, методистом, открыть собственную образовательную студию. Многие педагоги-мужчины успешно совмещают работу в школе с блогингом, написанием книг, ведением курсов.
Да и потом, кто сказал, что мужчина обязан гнаться за большими деньгами? Может, для него важнее душевное спокойствие, интересная работа и благодарность детей? Хотя, кого я обманываю😊
Женщины его в коллективе засмеют
Ещё один страх начинающих педагогов-мужчин: а вдруг коллеги не примут? Школа же — это женская территория, сплетни, интриги. Мужчине там будет некомфортно.
Практика показывает обратное. Учитель-мужчина в школе — это редкость, которую женщины встречают с радостью. Наконец-то есть на кого положиться! Нужно передвинуть шкаф, повесить доску, разобраться с компьютером — мужчина поможет.
А женщины в ответ охотно делятся опытом, поддерживают новичка, помогают адаптироваться. Никаких козней и интриг. Наоборот, часто складываются очень тёплые дружеские отношения.
Единственное, к чему нужно быть готовым — это повышенное внимание. Мужчина в школе всегда на виду. Его чаще приглашают на педсоветы, просят высказать мнение, назначают ответственным за важные мероприятия. Но это скорее плюс, чем минус.
Многие учителя-мужчины замечают: по карьерной лестнице они продвигаются быстрее женщин. Не потому что дискриминируют женщин, а потому что мужчин в образовании мало, и на них делают ставку.
А что скажут другие родители?
Многие мамы и папы переживают не только за своего ребёнка, но и за то, как отреагируют другие семьи. Вдруг начнут массово переводиться? Вдруг в классе останется только ваш ребёнок? Вдруг на родительских собраниях будут косо смотреть на тех, кто «не возмутился»?
Это классический пример стадного инстинкта. Родители боятся не столько самого учителя-мужчины, сколько осуждения других родителей. Мол, нормальные люди своих детей к мужикам не отдают.
На деле картина совсем другая. Первое родительское собрание — и все страхи развеиваются. Учитель рассказывает о своих планах, показывает, как будет работать с детьми, отвечает на вопросы. И родители понимают: перед ними настоящий профессионал.
Более того, часто именно такие классы становятся самыми дружными. Родители чувствуют себя первопроходцами, объединяются вокруг «необычного» учителя, активнее участвуют в школьной жизни.
А массовых переводов не бывает. Максимум — одна-две семьи, и то по принципиальным соображениям. Большинство родителей готовы дать шанс любому учителю, лишь бы он хорошо работал с детьми.
Почему нам нужно больше мужчин в школах
Современная российская школа стремительно меняется. Цифровые технологии, интерактивные доски, образовательные приложения — всё это требует от учителей новых компетенций. И мужчины зачастую быстрее осваивают технические новинки, лучше понимают язык современных детей.
К тому же общество наконец-то начинает понимать: детям нужны разные ролевые модели. Мальчикам — чтобы видеть, каким может быть современный мужчина. Девочкам — чтобы не бояться общения с противоположным полом.
Проблема, которую пора решать
Но вот парадокс: мужчин в начальной школе всего один процент. Это катастрофически мало! Пока мы спорим о том, подходят ли мужчины для работы с малышами, другие страны активно привлекают их в образование.
Государству пора понять: каждый учитель-мужчина в школе — это золото. Их нужно не пугать бюрократией и низкими зарплатами, а создавать все условия для работы. Льготы, достойная оплата, карьерные перспективы — всё это должно работать на привлечение мужчин в профессию.
Потому что когда в школе есть и мужчины, и женщины — выигрывают все. Дети получают полноценное воспитание, родители — разнообразие подходов, а общество — более гармоничное поколение.
Так что если первого сентября в класс к вашему ребёнку войдёт мужчина — радуйтесь. Вам повезло встретить того самого «редкого зверя», который может изменить жизнь вашего ребёнка к лучшему.
Пишите в комментариях, а вы готовы доверить своего ребёнка учителю-мужчине? Или всё-таки за проверенную Валентину Петровну?