Найти в Дзене
Кофе-брейк с юристом

Что изменится в школе с 1 сентября 2025 года?

«Образование — то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему учили» (А. Эйнштейн). Ну что ж, дорогие родители, сегодня мы с вами поговорим о том, что новенького ждёт нас с вами в грядущем учебном году. Совсем скоро по всей стране отгремят школьные линейки под неизменное «...учат в школе, учат в школе, учат в школе....». Родители и учителя готовятся к новому марш-броску по пути принуждения детей к образованию, сами дети пока ещё «чилят» и наслаждаются последними деньками каникул. Тем временем в Министерстве Просвещения подготовили нововведения, которые, по их задумке, призваны улучшить жизнь детей, родителей и учителей, а что получилось на самом деле - мы сейчас с вами узнаем. Так как я совмещаю юриспруденцию и преподавание в школе, я постараюсь сделать свои прогнозы относительно того, как эти новшества будут работать на деле, и будут ли вообще. Что ж, давайте по порядку: Соответствующий приказ Министерства Просвещения был датирован еще 9 октября 2024 г., то есть принят в
Оглавление
«Образование — то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему учили» (А. Эйнштейн).

Ну что ж, дорогие родители, сегодня мы с вами поговорим о том, что новенького ждёт нас с вами в грядущем учебном году.

Совсем скоро по всей стране отгремят школьные линейки под неизменное «...учат в школе, учат в школе, учат в школе....». Родители и учителя готовятся к новому марш-броску по пути принуждения детей к образованию, сами дети пока ещё «чилят» и наслаждаются последними деньками каникул.

Тем временем в Министерстве Просвещения подготовили нововведения, которые, по их задумке, призваны улучшить жизнь детей, родителей и учителей, а что получилось на самом деле - мы сейчас с вами узнаем.

Так как я совмещаю юриспруденцию и преподавание в школе, я постараюсь сделать свои прогнозы относительно того, как эти новшества будут работать на деле, и будут ли вообще.

Что ж, давайте по порядку:

Соответствующий приказ Министерства Просвещения был датирован еще 9 октября 2024 г., то есть принят в начале прошлого учебного года, однако все изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года, поэтому актуален он стал только сейчас.

Основные изменения выглядят так:

1. В новом учебном году вводится единое расписание.

Раньше как было: каждая школа самостоятельно устанавливала своё расписание, оглядываясь только на учебный план и не забывая про санитарные нормы - например, для учеников 7-11 классов должно проводиться не более 7 уроков в день, а уроки русского языка и математики должны стоять в расписании в первой половине дня и т.д.

Теперь Министерство не только утвердило требование к единому расписанию, но и опубликовало по несколько своих вариантов, например пять вариантов расписания для 1-4 классов, шесть вариантов для 5-9 классов и аж 19 вариантов для 10-11 классов.

Цель у всех этих законодательных фантазий как обычно благая - избежать перегрузок и равномерно распределить уроки. Но что получилось на деле - давайте порассуждаем...

Нормативные акты в нашей стране пишутся так, что к ним непременно нужны разъяснения. К вышеописанному приказу также созданы Методические рекомендации, в которых сказано, что школа имеет право изменить выбранный вариант расписания и настроить его под себя, в зависимости от количества учеников и качества их успеваемости, нагрузки учителей и других условий.

Получается, не такое уж расписание и единое, как нам казалось поначалу. Мы же думали, что если зайдём в элитную школу Москвы и в какую-нибудь сельскую школу - увидим на стенде информации одинаковое расписание, но нет, так это работать не будет. С одной стороны - понятно, нельзя уравнять всех и вся: в каждой школе свои особенности, в сельской школе - не просто дефицит квалифицированных кадров, а дефицит кадров в принципе. Именно здесь вы можете увидеть, как один учитель ведёт и химию, и географию и технологию. А это очень влияет на расписание - как минимум, что все эти уроки вы не можете ставить в одно время. В городских школах проблемы другие: народу много, места бывает мало, при определённой расстановке уроков может даже не хватать классных комнат, плюс нельзя превышать предельную нагрузку на одного учителя. Кроме того, есть очень сильные классы - обычно такие числятся под литерой «а», им даже могут немного изменить программу в сторону усиления, и есть и те, про которые хочется спеть «безнадёга, точка, ру» - им бывают просто необходимы дополнительные уроки, что опять же сказывается на расписании.

-2

Ещё не стоит забывать, что учителя - тоже люди, они берут больничные либо отпрашиваются по каким-то неотложным делам, а замена есть не всегда - и опять администрации приходится корректировать расписание - вот и получается, что в какие-то дни уроков больше семи, или у класса две математики подряд, или русский язык шестым уроком - на что не пойдёшь, чтобы выполнять учебный план - делается это как в интересах детей, так и в интересах учителей, ведь к концу мая учебная программа должна быть пройдена полностью.

Вы спросите, как же вывешивать расписание, которые не соответствует требованиям? А никак. Есть расписание для Роспотребнадзора, которое показывают в случае проверки, и есть расписание, корректируемое каждый день, исходя из конкретных обстоятельств: заболела химичка - к счастью детей никакой химии сегодня, и наоборот: появилось окно - вот вам, детки, дополнительный урок математики - у нас в школе именно математики, потому что расписание составляют именно эти учителя и все окна стараются распределить на себя. Ничего, царицы наук много не бывает.

Поэтому лично я думаю, что раз «единость» не такая уж единая, то всё останется примерно так же, как было.

2. Физкультура.

Всегда считала, что школьники делятся на два лагеря: те, кто обожает физкультуру, и те, кто перед каждым уроком атакует медпункт с рассказами о больном животе, голове, попе и так далее. На радость первым и к безразличию последних Министерство добавило в учебный план этого предмета вариативные модули: большой теннис, скалолазание, биатлон, гольф и так, по мелочи. Что значит вариативные? Это значит, что школа может вставить их в учебный план, если у неё есть инвентарь, тренер, технические возможности, ну и банальное желание руководства что-то менять.

В целом задумка хорошая, но я так и вижу в нашей сельской школе поле для гольфа, где признанный тренер этого спорта учит наших ребятишек, как правильно делать строук. В общем, идею и разрешение законодатель даёт, а средств на воплощение - нет. Вот и думайте.

3. Введены единые поурочные планы по основным предметам.

если вы не знаете, как выглядит календарно-тематическое планирование, посмотрите пример ниже:

-3

Как вы можете понять, календарно-тематическое планирование - это список тем, которые ваш ребёнок будет изучать в школе по конкретному предмету. Предполагается, что одинаковые предметы должны и преподаваться одинаково даже в разных школах. И это правильно. Совершенно правильно. Во-первых, детям должно быть обеспечено РАВНОЕ образование, во-вторых, это делает переход ребёнка из одной школы в другую менее болезненным с точки зрения учёбы. Поэтому данному нововведению я бы даже аплодировала.

4. Небольшие изменения коснулись истории и обществознания.

Начнём с уроков истории:

В 5-8 классах вместо двух уроков в неделю будет три, в 9 классе - два урока в неделю. В целом курс истории в школе возрастет примерно на 136 часов. Также появится модуль «История нашего края», а ещё школьников будут учить выявлять попытки фальсификации исторических событий - ну тут вы всё понимаете - политическая ситуация в стране и мире...

Что касается обществознания, его школьники будут изучать только с 8 класса, в 6-7 классах этого предмета не будет. Собственно, за счёт обществознания и банкет - эти часы ушли на историю.

Не знаю, как вы относитесь к этим новшествам - напишите в комментариях, я люблю пообсуждать с вами насущные вопросы, но лично мне эти изменения по душе: во-первых, просто необходимо знать историю своей страны, её победы и поражения, понимать основы родной культуры; во-вторых, история была моим любимым школьным предметом, особенно история России, так что это ещё и личное.

-4

5. Бойкот контрольным!

Согласно Приказу Министерства контрольные работы теперь не должны занимать более 10 % от всего учебного времени, выделенного на конкретный предмет в каждом учебном году. При этом длительность каждой контрольной может составлять от одного до двух уроков, и только.

Не помню, чтоб кто-то сильно превышал эти рамки, но думаю, что школы легко и без вопросов под них подстроятся.

Что ж, давайте подведём итоги. С расписанием я вам всё обрисовала, против истории вряд ли можно возражать. Кстати, против физкультуры тоже: ну не получится у нас на селе гольф или большой теннис, и ладно. Главное - разрешили. А то вдруг мы разбогатеем, а в учебном плане только волейбол, кросс и прыжки через козла)

В целом все вышеназванные изменения я бы характеризовала как положительные, на худой конец - нейтральные.

Поэтому предлагаю наслаждаться последними деньками лета, ведь не успеем оглянуться, как снова зазвучит школьный звонок, и вечера снова будут посвящены домашним заданиям, забравшим больше родительских нервов, чем переходный возраст. Пусть новый учебный год принесет много радости и родительского опыта и заберёт поменьше нервных клеток.

А про домашние задания поговорим в следующем материале.