Давайте по-честному. Вот смотрите. Вы просыпаетесь утром, и почти сразу в голове включается фоном какой-то внутренний диалог. «А что подумают, если я опоздаю?», «Как бы так сказать шефу, чтобы это прозвучало умно?», «Надеть это платье или то? Вдруг кто-то из старой компании увидит и подумает, что я не в форме?».
Мы живём с постоянным, почти физическим ощущением, что за нами наблюдают. Что наш каждый шаг, каждое слово, каждый выбор кто-то оценивает, как строгое жюри на конкурсе, о котором мы сами не помним, когда согласились участвовать.
А теперь я хочу, чтобы вы сделали кое-что. Остановитесь на секунду и представьте, что ваша жизнь — это длинный-предлинный сериал. С кучей сезонов, закадровым голосом, скучными сериями про стирку носков и гениальными сценами, которые вы придумали в душе. Вы — и режиссёр, и главный герой, и главный зритель в одном лице.
И вот вам главный секрет, о котором все догадываются, но боятся себе признаться: на этот сериал никто не подписан. Абсолютно никто. Кроме вас.
Представьте, что ваша жизнь — это сериал. И на него никто не подписан
Звучит резко? Давайте проверим. Вот ваша мама, ваш лучший друг, ваш партнёр. Их «сериал» идёт без перерыва на рекламу 24/7 всю жизнь. Это тысячи дней и сотни тысяч часов. Сколько из них вы присутствуете? Даже если вы живёте вместе — вы на работе, вы спите, вы в своих мыслях.
Вы видите только специальные выпуски, премьеры и финалы. Вы не сидите у них в голове, не следите за каждым их вздохом и не анализируете, почему они сегодня купили именно ту пасту. Вам просто некогда. У вас же свой сериал снимать!
Вам интересно, как у них дела? Конечно! Вы их любите? Безусловно! Но вы не ведёте подробный дневник наблюдений за каждым их движением. Вы просто радуетесь, когда они счастливы, и грустите, когда им плохо. И ровно то же самое — с точностью до наоборот — делают они по отношению к вам.
Социальные сети как супермаркет чужих фасадов
Вот о чём пишет Эд Хэддон в своей книге «Современный индивидуалист». Мы все запутались в этой идее, что мы на виду. Что другие люди следят за нашим сюжетом так же пристально, как мы сами.
Но это же чистейшей воды иллюзия! Другим важно, чтобы вы были в порядке, в глобальном смысле. Но им абсолютно всё равно, едите вы на завтрак овсянку или тост с авокадо, слушаете вы по дороге на работу подкаст про урбанистику или тяжёлый рок.
Эта мысль — не про одиночество. Она — про освобождение. Представьте, сколько умственной энергии мы тратим, пытаясь угодить воображаемым зрителям! Родителям, которые на самом деле просто хотят, чтобы мы были счастливы (а не обязательно стали нейрохирургами).
Бывшим одноклассникам в соцсетях, которые прокручивают нашу ленту за секунду, думая о своём. Коллегам, которые к вечеру забывают, в какой кофейне вы сегодня брали латте.
Клинический случай: Евгений и бремя чужих ожиданий
Однажды ко мне пришёл человек, назовём его Евгений. Успешный, при галстуке, дела идут хорошо. А внутри — пустота и паника. Мы разговорились, и он рассказал, что в детстве обожал лепить из глины, мечтал стать архитектором. А недавно купил себе кусок глины, просто чтобы подержать её в руках после тридцати лет перерыва. Глаза у него загорелись, когда он об этом говорил.
А потом он рассказал, почему стал финансистом. Оказалось, в его голове прочно поселился «фильм» его отца и деда. Сценарий, где успех измеряется исключительно деньгами и статусом. И Евгений тридцать лет старательно играл главную роль в чужом сценарии.
Он так хотел получить овации от этого воображаемого зрителя в лице предков, что забыл спросить себя: а нравится ли мне этот сюжет? Чувствую ли я себя в нём живым?
Ирония в том, что, пытаясь угодить другим, он не достиг ни их успеха, ни своего. Он играл, что называется, с одной рукой за спиной, скрывая свой настоящий талант.
Мы часто делаем то же самое. Мы не просто боимся оценок со стороны. Мы начинаем себя сравнивать. А вот это — уже следующий уровень ловушки.
Сравнительная ловушка: от гибридных супергероев до дешёвого превосходства
Соцсети подкидывают нам гору идеальных кадров из жизни других людей. И мы берем мозги одного знакомого, карьеру блогера, тело фитнес-тренера, чувство юмора коллеги и дом инстаграм-путешественницы. Слепим в голове такого идеального Франкенштейна-супергероя и начинаем себя с ним сравнивать.
Это же безумие! Вы сравниваете свои живые, сырые, полные сомнений и проб съемочные дни — с чужой голливудской премьерой, с тщательно отобранным хайлайтом! Вы же не сравниваете свой утренний разбитый вид с его постановочным селфи после часа у визажиста и правильного света? Так почему вы сравниваете всю свою жизнь с чьим-то лучшим моментом?
Как гениально сказала одна мама своей дочери, моей клиентке: «Хватит сравнивать свои закулисные проблемы с чьим-то парадным фасадом».
Так для кого же мы всё это снимаем? Для призраков? Для абстрактного «Общества», которое на самом деле представляет собой кучку таких же испуганных людей, сидящих на своих кухнях и worrying о том, что думают о них вы?
Может, хватит? Может, пора выгнать этих воображаемых критиков из кинозала вашей головы? Освободить место. Для себя.
Резюмируя: Обретение подлинности в эпоху перформанса
Когда вы примете этот простой факт — что ваш сериал смотрите только вы, — случится магия. Вы сможете, наконец, снять то, что хотите. Неудачные дубли? Бывают у всех. Неловкие сцены? Замечательно, это же смешно! Непонятный сюжетный поворот? А кто сказал, что он должен быть понятен всем?
Вы сможете, как тот самый Джеймс, который в итоге поговорил с отцом и понял, что тот всего лишь боялся за его будущее, а не диктовал сценарий. Джеймс теперь постепенно переходит в архитектуру и в свободное время лепит из своей глины. Он стал главным героем своей жизни, а не статистом в чужой.
Ваша жизнь — это ваш личный, ни на что не похожий, уникальный сериал. Снимайте его для себя. Остальные и так заняты съёмками своих. И поверьте, когда вы перестанете играть для несуществующей камеры, ваш сериал станет в разы интереснее. Даже если смотреть на него будете только вы.
А это, в конечном счёте, и есть самый важный зритель.
Дорогу осилит идущий
SeVa и Кᴼᵀ
P.S. Инсайт из Упанишад: даже помогая другим, мы в конечном счёте помогаем себе
Ко всему прочему, мудрецы древней Индии в Упанишадах, кажется, знали об этом ещё пару тысяч лет назад. Там есть такая мысль: всё, что вы делаете — делаете вы сами для себя. Даже помогая другим, вы в конечном счёте помогаете себе — своей душе, своему представлению о правильном. Немного эгоистично, если вдуматься, не правда ли?
Но в этом и есть главный трюк! Когда вы поймёте, что даже ваше стремление быть «хорошим» для других — это на самом деле ваше внутреннее желание, всё встаёт на свои места. Вы перестаёте быть актёром, который ждёт букетов от зрителей, и становитесь режиссёром, который наслаждается самим процессом съёмки.
Так что в следующий раз, когда поймаете себя на мысли «что обо мне подумают?», вспомните индийских мудрецов. Они бы, наверное, улыбнулись и сказали: «Дитя моё, они слишком заняты тем, что думают о том, что думают о них вы. Расслабьтесь и идите лепить свою вазу. Или строить дом. Или просто валяться на диване. Это ваш сериал. Рекламная пауза тоже его часть».
Крепко обнимаю мысленно. Ваш сценарий — единственный, который стоит того, чтобы его прожить.
P.P.S. Если эта статья была полезна, ваша поддержка помогает создавать новые
Видите ту самую кнопку «Поддержать» справа? Она здесь не просто так. Это не плата за вход в зал, где идёт ваш личный сериал — вход туда всегда свободный.
Это скорее как возможность сказать «спасибо» за наводку на ту самую уютную мысль, которая освободила столько умственной энергии. Эти донаты — не благотворительность, а скорее сигнал. Как крик «Браво!» в пустом зале после особенно удачной серии.
Они буквально переводят мою благодарность вам — в вашу благодарность мне. И это очень честно. Потому что они дают мне, как автору, самый ценный и невосполнимый ресурс — время. Время, которое я могу потратить не на что-то другое, а на то, чтобы копать глубже, находить ещё более точные слова и делиться с вами тем, что действительно может менять жизнь к лучшему.
Так что если этот текст стал для вас тем самым освобождающим кадром, который переключает весь сериал в более лёгкий и радостный жанр, — вы знаете, что сделать. Ваша поддержка — это топливо, на котором этот канал едет вперёд, чтобы приносить пользу.
И да — огромное человеческое спасибо каждому, кто уже это делает. Вы мои главные продюсеры.