В честь продления моей выставки в музее Мостов до 18 сентября (кстати, любой желающий может посетить прекрасную экспозицию по входному билету, где есть не только моя картина и выставки многих значимых художников, но и все что показывает нам музей мостов!)
Мосты занимают особое место в искусстве, становясь объектами вдохновения для художников разных эпох. С древних времён мосты олицетворяют переход из одного состояния в другое: между мирами, культурами или даже эмоциональными состояниями. Мост это очень сложный символ, который в зависимости от желания художника и контекста картины может быть совершенно разным.
В живописи мосты часто изображают в контексте окружающей природы или городской архитектуры.
Я хочу показать вам несколько знаменитых мостов с полотен художников, а так же мосты в современном искусстве.
«Утро на реке» Йонаса Лие (1911–1912) Бруклинский мост добавляет глубины как за счёт перспективы, так и за счёт атмосферы, а его диагональная визуальная масса композиционно уравновешивается причалом и зданием.
«Водяные лилии и японский мост» — картина Клода Моне, написанная в 1899 году. Описание:
В нижней части на переднем плане изображена ровная гладь пруда, расчерченная сложным узором из разноцветных кувшинок, между которыми виднеется отражение других растений.
Широкими текстурированными мазками живописец передал динамику природы, лёгкое колыхание цветов в неподвижной воде.
Позади устремляются ввысь густые кроны деревьев, которые не только добавляют глубину перспективе, но и создают ощущение простора, как будто раздвигая границы холста.
Деревянный арочный мостик, проходящий через всю ширину картины — центр композиции. Освещённый пробивающимися сквозь листву солнечными лучами, он не кажется чужеродным элементом среди буйства растений.
«Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века» — картина Аполлинария Васнецова, созданная в 1901 году.
На полотне изображён парадный въезд моста с шатровыми башнями-воротами со стороны Замоскворечья на фоне Кремля, с чередой арочных пролётов.
Особенности:
К моменту создания картины мост был разрушен, и художник восстанавливал его внешний вид по архивным документам.
Архитектуру Москвы Васнецов оживил жанровой сценой: он запечатлел толпу веселящихся людей с группой скоморохов во время масленичных гуляний.
Автор подчеркнул карнавальное настроение яркой живописной гаммой.
Заросший пруд» русского художника Василия Поленова (1844–1927). Окончена в 1879 году.
На картине изображена часть пруда, у правого края которого находятся мостки. На переднем плане — берег с зелёной травой и полевыми цветами, на заднем — деревья окружающего пруд парка.
Некоторые особенности композиции:
Большая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета.
В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками — его светлое отражение на водной поверхности находится в нижней части, у левого края полотна.
В светлых тонах изображены также мостки и подходящая к ним тропинка.
За счёт этого взгляд зрителя направляется в глубину, туда, где на скамейке сидит молодая женщина в светлом платье, фигура которой почти «растворилась» в пейзаже. Моделью для фигуры сидящей женщины послужила сестра-близнец художника — Вера Дмитриевна Хрущова (1844–1881).
- Старый Уолтонский мост. На картине Каналетто (1754) изображён этот мост, который стал символом архитектурного стиля своего времени.
«Солнце садится под парусом» (The Sun Sets Sail) канадского художника Роба Гонсалвеса, написанная в 2001 году.
На полотне используется оптическая иллюзия, благодаря которой создаётся ощущение движения. Сначала на картине видны парусники, которые плывут в ряд, затем — мост на втором плане. Если смотреть на картину с другой стороны, то мост слева медленно превращается в корабль по мере продвижения полотна в пространстве.
Кроме того, на картине изображён океан с волнами, белые облака на горизонте, из воды выходят высокие белые столбы, поддерживающие длинный мост с дорогой, вдали видна гористая местность.
Роб Гонсалвес — представитель жанра магического реализма, виртуозно владеет ощущением перспективы, проекций и пространственных искажений
В современном искусстве мосты также находят отражение, например, в инсталляциях. Так, Филипп Киценко создал «Прямую кривую» — инсталляцию из сотен золотых цепочек на Таможенном мосту в Москве.
«Прямая кривая», Филипп Киценко
Где: Таможенный мост, Москва
Когда: 2023 год
Инсталляция из сотен золотых цепочек на Таможенном мосту меняется в зависимости от погоды и освещения. Например, детали конструкции качаются на ветру и создают свою особенную музыку. А вечером и ночью, когда горит подсветка, объект выглядит иначе, чем днем. Так Филипп Киценко хотел показать, что представление человека меняется в зависимости от точки взаимодействия с предметом, а монументальное может становиться еле осязаемым и едва уловимым.
BRUG, Ярослав Козак
Брюгге, 2018
На архитектурной Триеннале в Брюгге польский художник со степенью доктора философии представил инсталляцию-мост из стальных профилей и парусины. По замыслу автора, конструкция должна была олицетворять двух соединенных в поцелуе людей. Вход и выход на мост — это метафора первой и последней встречи пары, а пролеты — мир личного опыта.
Building Bridges. Лоренцо Куинн
Фото: Биеннале уличного искусства «Артмоссфера
Итальянский художник спроектировал шесть пар монументальных рук над бассейном Арсенала. Каждая из них символизировала универсальные человеческие ценности: дружбу, веру, помощь, любовь, надежду и мудрость. «Человечество никогда не растет, создавая барьеры. Оно всегда выигрывает, когда открывает свои границы и приветствует новые культуры», — отметил Лоренцо Куинн на церемонии открытия своей работы.
Мосты могут быть разными, не похожими друг на друга, но они всегда интересные и для каждого смотрящего или идущего по ним значат что-то глубоко интимное. Что-то по-настоящему своё.
Надеюсь эта тема будет вам интересна и вы сами найдете множество интересных мостов как на полотнах художников, так и в формате уличного искусства или инсталляций, скульптур или иных средств выразительности.