"Окна были высоко от полу и все из разноцветных — красных, жёлтых и голубых стекляшек. От них и сама комната была освещена каким-то удивительным ярким, радужным светом..." - так описывал великий сказочник Ганс Христиан Андерсен жилище Снежной Королевы. И, конечно, речь шла о витражах!
В русский язык слово «витраж» пришло из французского. А французский термин vitrage образован от латинского vifrum, что означает "стекло", "прозрачность" и "работающий на просвет". Витраж - это декоративная композиция из стекла или другого материала, который пропускает свет. Персонажи и фон собраны из кусочков цветного стекла, скрепленных с помощью свинцовых ободков.
Стеклянные изделия существовали еще в Древнем Египте. Римляне же первыми научились варить прозрачное стекло и выдувать из него сосуды разных форм. В музеях Великобритании, Италии, Германии собраны коллекции древнего стекла, датированные I в. н. э. Мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи и в храмах первых христиан.
Стеклоделие быстро набирало обороты. Применение цветных стекол для украшения окон началось с того времени, когда христианство стало официальной государственной религией в Римской империи. Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами. Лик Христа – самый древний целый витраж, который сохранился в Софийском соборе.
Первые витражи состояли из фрагментов цветных стёкол, которые вставляли в оконные проёмы. С 11 в. мастера научились получать плоское стекло, придавать ему цвет, скреплять свинцовой оправой, взяв технику инкрустации драгоценными камнями из ювелирных украшений.
Расцвет витражного искусства приходится на период готики. Монументальные цветные плоскости до сих пор сохранились в Париже, Кёльне, Реймсе и др. Витраж был важным элементом позднесредневекового искусства. Он зародился в эпоху романского стиля (10-12 вв), а своего расцвета достиг как неотъемлемая часть "пламенеющей готики" (12-14 вв.).
В готических соборах в Шартре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии витражи создавались целыми циклами. Средневековые богословы видели в солнечном свете и драгоценном сиянии витражей символ незримого божественного света, который объемлет весь сотворенный Господом мир и связывает Церковь (и каждую конкретную церковь) с Небесами.
Интересно, что в самом низу витражных окон часто можно увидеть фигуры, которые не имеют никакого отношения ни к библейской истории, ни к житиям святых. Это донаторы - те, кто пожертвовали витраж храму. Среди них были не только светские правители и князья Церкви, но и разбогатевшие гильдии ремесленников. Так, например, в том же Шартре под многими окнами изображены плотники и колесных дел мастера, виноградари и виноторговцы, кузнецы, каменщики, пекари, бочкари и т. д. В самом низу окна, где рассказывается житие святого Николая Мирликийского, мы видим торговца пряностями, бакалейщика с весами (они продавали множество разных товаров: от духов и украшений до свечей и игральных костей) и аптекаря, который толчет в ступке какое-то снадобье.
Вновь витраж обрел популярность в 19 в. Знаменитый английский теоретик и практик художественных ремесел У. Моррис возродил эстетику средневековья и старые технологии создания классического витража. В фирме Морриса работали знаменитые художники-прерафаэлиты Э. Берн-Джонс и Г. Россетти. С возникновением стиля "модерн" искусство витража становится популярным. Художники модерна считали, что любое, самое прозаическое содержание, может быть представлено в высокохудожественной форме. В эпоху "ар нуво" витраж использовался не только в монументальной живописи, но и стал частью декоративно-прикладного искусства, широко используемого для украшения изысканных интерьеров. Этому поспособствовали американцы Тиффани и Ля Фарж. Они усовершенствовали способ соединения цветных стекол разной формы: края обклеивали медной фольгой (фолией), а затем спаивали. Так появилась возможность соединять стекла не только в одной плоскости, но и придавать разноцветной поверхности выпуклые, объемные формы.
Витражи в России были не так распространены, как в Европе, но все же достаточно широко представлены в обеих столицах. Они украшали как светские, так и церковные здания (Исаакиевский собор, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге). Витражи красовались в гостиницах, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах.
Расцвет русского витражного искусства приходится на 18-19 вв., когда на стекло обратили внимание. К. Росси, Б. Растрелли, И. Иванов и использовали его для отделки дворцовых интерьеров и особняков.
Первую лабораторию для работы со стеклом построил в Петербурге М. Ломоносов . Он сам варил, синтезировал, экспериментировал с материалом, произвёл более 4 тыс. смальт разных цветов и оттенков. Наш земляк И. Кулибин сконструировал машину для прессования стекла и стан для прокатки зеркал.
В древности многие считали, что разноцветные стекла можно получить путем сплава драгоценных камней. Им приписывали сверхъестественную силу: в средневековых легендах и бестиариях описано свойство витражей как единственного средства защиты против убийственного взгляда чудовищного василиска. И до сих пор чудесная игра цветного света в интерьере создает особую эмоциональную атмосферу, ощущение нереальности и причастности к неземному миру.