Итак, некрополь XVII-XIX вв.
Еще одна путиловская легенда касается помещика Кукекова. Якобы стал он владельцем села в середине XIX века и просто затерроризировал путиловцев, за малейшую провинность мог запороть до смерти. В основном репрессии касались женщин, бывших у него в услужении. Так достал, что мужики уже собрались хвататься за вилы, но тут подоспела отмена крепостного права. Помещика это так расстроило, что он взял и умер всего через год. Но сельчане проявили великодушие, достойно Кукекова похоронили и даже установили на его могиле шикарное надгробие.
Все бы так, но путиловцы никогда не были крепостными, не могу сказать, кем был Кукеков, скорее всего одним из владельцев плитной ломки, возможно действительно гнобившим наемных рабочих. А все остальное красивая легенда, да и даты смерти на памятниках отличаются от "через год после отмены крепостного права".
Ну и уж совсем не хочется разочаровывать читателей, история про памятник Александру II, тоже легенда, не за что было не знавшим крепостничества путиловцам быть так уж благодарными царю-освободителю.
Однако, некрополь. От церкви к нему ведут ворота, были закрыты. Сохранность конечно не идеальна, но удивительно уже то, что так много захоронений в основном XIX века дожили до наших дней.
Кое-где сохранились даже иконы. На фото выше место приглянулось птице, в гнезде она отложила яйца (полистайте галерею). И, если честно, мне это кажется даже символичным. Камень для памятников использовали самый разный, в том числе и местный, путиловский. Надгробия очень интересные в архитектурном плане.
Особо стоит отметить некрополь семьи Спиридоновых. Родоначальник фамилии Спиридон Кириллов завещал сыновьям установить памятник на месте отдохновения Петра Великого в Красных Соснах.
Возможно, не все знают про это легендарное место, вкратце поясню, хотя к Путилову это имеет очень небольшое отношение.
Вдоль Невы люди жили с незапамятных времен, по левому берегу некогда существовало урочище, овеянное легендами. Говорят, что древние финны приносили здесь жертвы своим богам, что собирались в урочище старейшины окрестных племён для решения самых разных вопросов. Позднее, якобы на этом месте поставили храм и даже организовали монастырь. Наконец, финская легенда о удачливом полководце Делагарди, который был связан с духами, помогавшими побеждать. Как-то прилег он отдохнуть у Красных Сосен, но как только заснул, у него на шее выросло огромное дерево. Делагарди приписал это божьему гневу, "Собрав свое войско, он немедленно отправился в дорогу и исчез. С тех пор его никто не видал", - пишет М.И. Пыляев.
Самые главные предания связаны с Петром I. По одной версии в 1702 году, в последнюю ночь перед штурмом Нотебурга, на этом месте был установлен шатер царя, солдаты расчистили под него поляну, которую окружали сосны. Пётр решил лично разведать обстановку, и "вознамерился с подзорной трубой залезть на самую высокую сосну", но его опередил солдат Преображенского полка. Как только он поднялся на дерево, раздался выстрел, и служивый упал замертво, получается, спас жизнь царя. По другой версии, Пётр I останавливался в этом месте при походе от Шлиссельбурга к Ниеншанцу. Есть мнение, что именно при Петре урочище получило название "Красные сосны", вероятно от "красивые".
Николай и Михаил Спиридоновы с детства были наслышаны о священных деревьях и походной палатке императора. По завещанию отца братья соорудили на этом месте памятник — плита в виде конуса, на вершине которого чёрный гранитный шар, причём проект одобрил сам Николай I. Вокруг установили камення ограда, от монумента вела лестница к Неве. Надпись на плите: "Императору Петру I, отцу отечества в незабвенную признательность. Соорудили братья Спиридоновы". Вокруг установили каменную ограду, у подножия памятника были разложены по кругу пять пудовых бомб, наверное, тех самых, что были в деле при взятии Нотебурга.
Долгое время это была одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербургской губернии. Справедливости ради, памятник начал разрушаться еще в XIX веке, он дважды реставрировался, но к концу столетия представлял из себя "группу полувысохших сосен и под нею серую груду камней". Окончательно был утрачен в войну, от урочища Красные Сосны не осталось и следа. Остатки памятника исчезли, а рядом появилась пушка, и это граница Невского пятачка.
В 2013 году памятник Петру I в Красных Соснах был восстановлен на берегу Невы в г.Кировск силами Грачья Погосяна. Перед тем, как приступить к воссозданию, он отправился в Путилово за благословлением, а увидев плачевное состояние некрополя Спиридоновых, оказал помощь и в ремонте захоронений камнетёсов.
Ограда путиловского некрополя тоже не отказалась бы от ремонта, а вот ворота, выходящие на Балтийско-Ладожский глинт выстояли, перехитрили время.
Путиловских крестьян со времён Петра I называли совсем не крестьянами, а каменотёсами. Каменные ломки дело непростое и сезонное, с октября по апрель путиловцев отправляли на казенные работы в Санкт-Петербург и окрестности, они не только добывали камень, но и применяли по предназначению, на месте возведения строений. Добывали камень не оглядываясь на экологию, тяжело и много. Но залежи не истощились полностью до сих пор.
На карьере продолжается добыча, уже правда в небольших объемах, по предварительным заказам.
Разрабатываемые породы сформировались около 450 млн. лет назад, когда в здешних местах плескалось море. В них огромное количество окаменевших трилобитов, моллюсков, иглокожих и прочей доисторической подводной фауны. Все это мало интересовало путиловских камнетёсов, зато очень интересно современникам. На отвалах карьера в 2022 году открылся палеопарк "Путилово". Теперь любой желающий может наколотить собственными руками целую коллекцию окаменелостей.
На территории парка работает небольшой музей, сувенирный магазин и смотровая площадка на действующий карьер. В планах — развитие. Мы, к сожалению, оказались там в несезон и остались без коллекции.
Парк работает с мая до конца сентября с 11-00 до 20-00, дважды (12-00, 17-00) по будням и трижды (12-00, 15-00, 17-00) по выходным и праздникам проводятся обзорные экскурсии, стоимость билета 1200-1500 взрослый, 700-1000 детский, всем необходимым для поиска и добывания окаменелостей обеспечат.
На въезде в Путилово, на самой границе с Горной Шальдихой, стоит сложенная из путиловского камня в середине XIX века Спасская придорожная часовня. Во время войны в ней оборудовали огневую точку обороны. Потом стала павильоном для ожидающих автобус. В 1997 часовню восстановили, сейчас в ней проходят службы.
Если не заезжать в село, а свернуть на Горную Шальдиху, окажется, что в тех краях не менее интересно, но это уже другая история...