В одном из интервью режиссёр Джулиан Шнабель сказал, что очень благодарен Джонни Деппу за то, что тот однажды пришёл к нему с романом “Рукою Данте” Ника Тошеса. Когда я первый раз узнала этот факт, я не осознавала в полной мере значения его благодарности.
Спустя два года, когда я прочитала роман Тошеса и представляю киноадаптацию (это что-то, не помещающееся в рамки обычного кино), я понимаю Шнабеля и тоже благодарна Джонни Деппу, что он много лет назад запустил этот процесс с экранизацией романа “Рукою Данте” (этот роман он называет одним из своих любимых). Сама бы я не узнала о романе и писателе, но это такое открытие, которое крайне приятно сделать в своей жизни.
Джонни Депп – поклонник литературы
Актёр Джонни Депп всегда был почитателем литературы. Он выражал своё восхищение творчеством писателей Джека Керуака, Тома Роббинса, Артюра Рембо и, конечно же, Хантера С. Томпсона. С Томпсоном у Деппа очевидно глубокие отношения, хотя бы потому, что он так или иначе воплотил его образ в фильмах "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" (1998, Fear and Loathing in Las Vegas) и "Ромовый дневник" (2011, The Rum Diary). Пусть главных героев этих фильмов звали Рауль Дюк и Пол Кемп (соответственно), но оба они списаны с Томпсона (тем более, что Рауль Дюк – это псевдоним Томпсона).
На самом деле, писателя и актёра связывали особая дружба и взаимное уважение друг к другу, и Депп часто бывал в доме Томпсона в Аспене, где проводил вечера разврата и кутежа.
Но что любопытно, при всём уважении, Депп всё же не считал Хантера С. Томпсона самым крутым, что является довольно поразительным признанием в адрес знаменитого журналиста, который заработал репутацию благодаря чрезмерному употреблению наркотиков и бесстрашной прозе.
Правда в том, что Депп оставляет это звание за журналистом, биографом, писателем и поэтом Ником Тошесом (Nick Tosches). Ник Тошес даже стал крёстным отцом для Джека, сына Деппа и Ванессы Паради. Тошес был тем человеком, чьё мнение стало важным, когда Депп получил сценарий первых “Пиратов Карибского моря”. Ранней весной 2002 года, они встретились в пиццерии в Лондоне, и Депп попросил его открыть сценарий на любой странице и ответить, что он думает. Тошес благословил его: если хочешь, то сделай это. Съёмки начались в октябре 2002-го. Ник Тошес часто был напарником Деппа по азартным играм, за которыми они могли провести целую ночь.
Ник Тошес написал статью The Hunter in Johnny Depp о Джонни Деппе для ноябрьского выпуска журнала Vanity Fair в 2011 году, в которой показал, какие отношения актёру удалось наладить со многими из индустрии кино и литературы. Название статьи можно перевести двумя способами – “Хантер в Джонни Деппе” или “Охотник в Джонни Деппе”, что верно в любом случае, потому что в нём есть что-то от Хантера С. Томпсона и актёр всегда умел “ловить” интересные роли и идеи. А в самой формулировке заголовка выражается и Тошес – он очень хорош в выражении мыслей.
Выдержки из статьи The Hunter in Johnny Depp
Статья в Vanity Fair вышла в том же году, когда и драмеди Брюса Робинсона "Ромовый дневник". Для интервью Ник Тошес и Джонни Депп встретились в Лондоне. Депп на тот момент уже снимался в следующем фильме – “Мрачные тени” Тима Бёртона.
Депп и "Ромовый дневник"
В начале статьи Тошес объясняет вклад Деппа относительно романа "Ромовый дневник". Этот роман покойного Хантера С. Томпсона, во-первых, долгое время ждал своей публикации – он был написан ещё в начале 1960х; во-вторых, это единственный роман Томпсона, который, вероятно, никогда бы не увидел свет, если бы Джонни Депп не обнаружил его в подвале дома писателя, когда гостил у него, готовясь к роли в экранизации "Страха и ненависти в Лас-Вегасе".
Сам Хантер С. Томпсон забыл о "Ромовом дневнике", который он начал писать в 1959 году, в возрасте 22 лет, и так и не смог опубликовать. Джонни нашёл рукопись, когда рылся в старых коробках с работами и заметками Хантера в поисках чего-то полезного для своей роли. Для обоих находка была прекрасной – писатель вспомнил свою раннюю работу, а актёр, похоже, нашёл вдохновение на будущее.
Вскоре после того, как Депп нашёл рукопись, она была наконец опубликована, в 1998 году, в тот год, когда вышел фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" режиссёра Терри Гиллиама.
Тринадцать лет спустя – в 2011 году – вышла ещё одна экранизация, в которой в равной степени отражено видение Джонни и Хантера. Это продолжение романа, придающее ему ту зрелость, которой ещё не достиг голос молодого начинающего писателя. Это “Ромовый дневник”, тот вариант, который Хантер мог бы написать в расцвете сил.
“Я знал, что Джонни, который был очень близок с Хантером, любил его и восхищался его работой, мог бы рассказать что-нибудь поучительное о фильме, и я хотел это услышать. Я также хотел провести с ним некоторое время, поскольку мы не виделись много лет,” – пишет Ник Тошес. Ник Тошес считал, что Хантер С. Томпсон получил бы от фильма больше удовольствия, чем от романа, который спрятал и забыл.
Депп и роман “Рукою Данте”
В статье Vanity Fair, помимо обсуждения фильма “Ромовый дневник” – о том, что путь к экранизации был очень длинным и что режиссёр и сценарист Брюс Робинсон преодолел сложный текст Томпсона, чтобы превратить его в фильм, – разговор зашёл и о том, какую бы роль ещё хотел исполнить Депп. И тогда он сказал о “Рукою Данте”.
Тошес пишет: “Как я уже упоминал, Джонни хотел снять "Ромовый дневник", он создавал его в своей голове долгое-долгое время. Хантер С. Томпсон, памяти которого посвящён этот фильм, так и не дожил до того, чтобы увидеть его. Он пустил себе пулю в лоб в возрасте 67 лет в 2005 году, как раз перед началом съёмок фильма. Я говорю Джонни, в качестве беззаботной шутки, но со скрытой долей правды, что меня напугало это посвящение Хантеру в конце фильма. Он сразу понимает, что я имею в виду”.
Когда роман “Рукою Данте” был ещё рукописью, напечатанной на машинке, Джонни Депп был третьим человеком после литературного агента и издателя Тошеса, прочитавшим текст. Депп позвонил Тошесу. Тогда он был во Франции, и у него было раннее утро; там, где был Тошес, в Нью-Йорке, была поздняя ночь. Депп поспешил сообщить автору романа, что “это не книга, это живое существо”.
Почти год спустя, в Париже, когда книга должна была вот-вот выйти в свет, Тошес и Депп пожали друг другу руки, чтобы скрепить сделку: роман станет фильмом Деппа. Прошло много времени, потому что сделки творческих людей ничего не значат для юристов, руководителей и големов Голливуда. В конце концов – спустя ещё много лет – было заключено юридическое соглашение, найден сценарист и приглашён режиссёр, Джулиан Шнабель, старый приятель Джонни.
Вот почему любовное послание для Хантера С. Томпсона в конце фильма "Ромовый дневник" заставили Тошеса вздрогнуть – его охватил суеверный страх: “Насколько я понимаю, “Рукою Данте” выйдет через два года после того, как я умру. Я всё просчитал. Я собираюсь опередить Хантера на три года”.
Тогда Джонни Депп одёрнул своего товарища за такие слова. Но путь к экранизации был таким длинным, что Тошес не дожил до неё. Он умер в октябре 2019 года возрасте 69 лет за три дня до своего 70-летия. Но он пережил Хантера С. Томпсона, тому было 67.
Депп купил права на литературное наследие Ника Тошеса
Джонни Деппу удалось избежать старого клише, проводя время с такими людьми, как Тошес и Томпсон. Они относились друг к другу искренне, имея возможность сказать то, что думаешь, а не изображать фальшивую радость при встрече.
Энтузиазм Деппа относительно произведений Тошеса зашёл так далеко, что он купил права на его литературное наследие за 1,2 миллиона долларов. И подписал контракт, в типичной для себя манере, то есть с каплей своей крови.
“Он всё ещё движется вперёд,” – как-то сказал Джонни Депп музыканту Игги Попу в интервью для журнала Interview. Это интервью состоялось за несколько лет до смерти Ника Тошеса. “Он такой замечательный. Он один из самых смелых, поэтичных и яростных писателей, но он нападает с таким спокойствием. И мудростью.”
Тошес был известен своими исследованиями поп-культуры и музыки и на протяжении всей своей карьеры писал для ряда изданий, включая Rolling Stone и Vanity Fair. Он написал насыщенные биографии Джерри Ли Льюиса и Дина Мартина, проявляя живой интерес к человеческой реальности, которая скрывается за славой и богатством.
Продолжая выражать своё восхищение стилем письма и журналистики Тошеса, Депп отметил: "Я всегда чувствую себя по-настоящему счастливым после прочтения одной из книг Тошеса, потому что это похоже на то, что ты переживаешь описанные события вместе с ним. И это забавно, потому что общаться с ним – это всё равно что оказаться в одной из его книг".
Но Депп признал, что его симпатия к Тошесу похожа на то, что он чувствует по отношению к тому же Хантеру С. Томпсону, тоже любимого писателя и друга.
Актёр выражал своё восхищение писателю, но и Тошес чувствовал в ответ не меньше. “В 20 лет он начал сниматься в кино, и сегодня, в свои 48, он считается крупнейшей кинозвездой в мире. И всё же он всё тот же старина Джонни, его обстоятельства изменились, но не его характер. Мне никогда не было трудно представить, что он всё ещё заправляет автомобиль, не выпуская из зубов сигарету. И я никогда не переставал удивляться редкому диапазону и глубине его начитанности, интеллекта, знаний и интересов: от Бодлера до Беккета и Берроуза; от прозрений в чань-буддизме, которые начинаются там, где заканчивается "Передача лампы" Ошо (The Transmission of the Lamp), до наблюдений за природой вещей, которые начинаются там, где остановился Лукреций, и до тонкого вкуса вина и "Маунтин Дью" – диапазон и глубина, ещё более редкие среди актёров, большинство из которых ведут жизнь по сценарию, большинство чья человечность – неуклюжее притворство, слащаво сыгранная роль.” – Писал он в той ноябрьской статье Vanity Fair.