Найти в Дзене
РАССКАЗ СОЛДАТА

В тылу врага.

Я родился 5 марта 1921 года в Москве. По национальности русский, вероисповедание — православное. С 1940 года являлся членом ВКП(б), впоследствии КПСС и КПРФ. Мой отец — Сергеев Фёдор Андреевич, известный под подпольной кличкой Артём, которая после революции стала его фамилией. Он происходил из крестьян Курской губернии, вступил в ряды большевиков в 1902 году, был делегатом партийных съездов с 4-го по 10-й, а с 6-го по 10-й входил в состав Центрального Комитета партии. Отец занимал руководящие посты: председатель Донецкого губисполкома, председатель Совета Народных Комиссаров Донецко-Криворожской республики, заместитель председателя правительства Украины, секретарь Московского комитета партии, глава Центрального комитета Союза горнорабочих. Трагически погиб 24 июля 1921 года в железнодорожной катастрофе на пути Москва – Курск. Похоронен на Красной площади. Моя мать — Сергеева Елизавета Львовна. Она родилась в Либаве (ныне Лиепая) в семье ткача-кустаря. С раннего возраста трудилась, а с

Я родился 5 марта 1921 года в Москве. По национальности русский, вероисповедание — православное. С 1940 года являлся членом ВКП(б), впоследствии КПСС и КПРФ.

Мой отец — Сергеев Фёдор Андреевич, известный под подпольной кличкой Артём, которая после революции стала его фамилией. Он происходил из крестьян Курской губернии, вступил в ряды большевиков в 1902 году, был делегатом партийных съездов с 4-го по 10-й, а с 6-го по 10-й входил в состав Центрального Комитета партии. Отец занимал руководящие посты: председатель Донецкого губисполкома, председатель Совета Народных Комиссаров Донецко-Криворожской республики, заместитель председателя правительства Украины, секретарь Московского комитета партии, глава Центрального комитета Союза горнорабочих. Трагически погиб 24 июля 1921 года в железнодорожной катастрофе на пути Москва – Курск. Похоронен на Красной площади.

Моя мать — Сергеева Елизавета Львовна. Она родилась в Либаве (ныне Лиепая) в семье ткача-кустаря. С раннего возраста трудилась, а с 1915 года состояла в партии большевиков. Участвовала в харьковском подполье и Гражданской войне. В разные годы была директором санатория, заместителем директора авиационного завода, руководителем ткацко-отделочной фабрики. В годы войны возглавляла медицинскую службу госпиталей на базе ВЦСПС. Скончалась в 1983 году.

После гибели отца я, будучи младенцем, воспитывался в семье И.В. Сталина вплоть до призыва в армию в 17-летнем возрасте. В 1938 году окончил 2-ю Московскую специальную артиллерийскую школу, пройдя путь от рядового и сержанта до старшины и курсанта.

В 1940 году окончил 2-е Ленинградское артиллерийское училище и получил офицерское звание. В 1942 году прошёл краткосрочные курсы усовершенствования командного состава, а в 1951 году завершил обучение в Военной артиллерийской академии имени Дзержинского. В 1954 году окончил Высшую военную академию имени Ворошилова (Академию Генерального штаба). В 1981 году вышел в отставку в звании генерал-майора артиллерии.

13 июля 1941 года наша рота оказалась в окружении в районе деревни Кривцы, в десяти километрах западнее Горок. В попытках пробиться к своим от подразделения осталось лишь четверо: старшина Лауэнбург, сержант Ерхов, рядовой Бренер и я.

Продвигаясь по тылам врага, мы нарушали его коммуникации: перерезали линии связи (между Любичем и Тимоховцами, на трассе Орша – Витебск, у деревни Веревойша и в других местах), разрушали небольшие мостики и переправы.

30 июля 1941 года в селе Село (район Каспли) мы нашли листовку командования Западного фронта с призывом создавать партизанские отряды и наносить удары по противнику с тыла.

Так началось формирование нашего небольшого отряда, в который вошли 16 человек. Среди них были младший лейтенант Авдеев (артиллерист), лейтенант Кононов (сбитый лётчик), политрук Тевелев, сержанты Юранев, Кравченко, Голубев, а также упомянутые выше товарищи. Остальных звали по именам, их фамилии, к сожалению, не сохранились в памяти.

Наш отряд начал активно действовать в тылу врага. Мы перерезали линии связи, уничтожали связистов, приходивших на ремонт, разбирали мостики через ручьи и небольшие речки, нападали на автомобили, мотоциклы и подводы на лесных дорогах, а также устраивали засады на мелкие группы немцев.

3 августа 1941 года в районе деревень Шалатони – Яшино мы остановили легковую машину «Опель-кадет» и ликвидировали двух находившихся в ней немецких солдат.

5 августа на большаке Слобода – Демидов отряд атаковал подводу, уничтожив немецкого возчика, после чего была перерезана линия связи вдоль дороги.

6–8 августа в деревне Городище мы обстреляли группу немецких военнослужащих на южной окраине.

12–14 августа в лесу, на дороге Зальнево – Коты, был сбит мотоцикл, а оба мотоциклиста уничтожены.

15 августа в лесу на дороге Зеленая Пустошь – Заозерье мы атаковали немецкий транспорт.

16 августа на проселке к северу от деревни Латыщина отряд захватил три подводы с продуктами и крестья́нским имуществом; возчики были уничтожены.

17–18 августа наши действия продолжились: на большаке Желюхово – Климяты мы обстреляли немецкий конный обоз и вновь перерезали линии связи. На дороге Заозерье – Климяты разобрали три мостика. У западной оконечности озера Щучье уничтожили двух немцев, катавшихся в лодке.

19 августа на шоссе Смоленск – Ленинград, вблизи деревни Березуги, наш отряд атаковал немецкую мотоколонну, расположившуюся лагерем.

21 августа мы оказались в окружении у деревни Дегти. Немцы, при поддержке местных предателей — семьи Шалденковых, — попытались нас уничтожить. Несмотря на тяжелый бой, нам удалось вырваться из кольца.

22–23 августа в урочище Гарельник мы обстреляли немецкий автомобиль, двигавшийся по лесной дороге.

24–25 августа наш огонь был направлен на обоз и колонну противника на дороге Котовщина – Лучаны.

26 августа 1941 года в том же урочище Гарельник состоялась встреча с отрядом Алексея Флегонтова. Он был одет в зеленую гимнастерку, фуражку и мокасины, а на груди носил орден Красного Знамени старого образца (РСФСР). По рассказам, Флегонтову было около 54 лет. В 1918–1922 годах он участвовал в партизанской борьбе на Дальнем Востоке против японцев. Вместе с ним находились начальник штаба — пожилой капитан, и руководитель особого отдела. Его группа насчитывала тогда 10–15 бойцов-добровольцев из числа москвичей, входивших в состав ОМСБОН (Отдельной мотострелковой бригады особого назначения).

Некоторые бойцы из группы Флегонтова до войны работали на трамвайном депо МОГЭС. Я запомнил фамилии Попов и Котелкин, ещё одного звали Виктор. По их рассказам, после краткосрочной подготовки они с 1 августа начали переход за линию фронта.

К 18 августа отряд находился в немецком тылу. Вооружение у них было серьёзное: ППШ, маузеры, пистолеты ТТ, ножи в резиновых чехлах, а также ручные и зажигательные гранаты. Одеты бойцы в гражданские костюмы и армейские кожаные сапоги. В их распоряжении имелась радиостанция «Северянка» в двух упаковках.

Флегонтов включил наш отряд в состав своей группы и придал ему статус Оперативно-разведывательной группы. Для усиления он выделил нам трёх-четырёх своих автоматчиков, а также местного жителя из села Обошное, известного под кличкой Мужик. Снабдив нас гранатами, он поставил задачу — уничтожить немецкие штабы в деревнях Ильино и Оброшное.

С 29 по 31 августа 1941 года мы выполнили этот приказ. В Ильино немцы были обстреляны и забросаны гранатами, их казармы и укрепления сожжены. В Оброшном находился немецкий штаб и воинская часть. Мы атаковали помещения штаба и конюшню гранатами, обстреляли палатки с солдатами. Весь остаток ночи в селе шла перестрелка, раздавались немецкие крики. Об этой операции позже упомянула газета «Известия» от 7 сентября 1941 года.

1 сентября по заданию Флегонтова наш отряд напал на немецкий штаб и кавалерийскую часть в деревне Максименки, у западной оконечности озера Щучье. Штаб и палатки противника были забросаны гранатами и обстреляны из автоматов. До самого утра в немецком лагере слышалась стрельба.

Однако при возвращении мы наткнулись на засаду. Отряд Флегонтова оторвался и ещё дважды попадал под огонь. Позже рядовой Бреннер рассказывал, что вечером 1 сентября штаб Флегонтова оказался окружён немцами. Их отряду удалось прорваться лишь небольшими группами и уйти в лес. Связь с Флегонтовым мы окончательно потеряли и продолжили действовать своей малочисленной группой.

4 сентября мы обстреляли немецкую колонну у деревни Бельня.

5–7 сентября атаковали баню с немецкими солдатами в районе хутора Терехова.

В районе деревни Железница я получил ранение. Вчетвером — лейтенант Кононов, младший лейтенант Авдеев, рядовой Бреннер и я — мы решили пробиваться через линию фронта к своим.

Наш маршрут проходил через Железницу, озёра Височертские, урочище Пилецкий Мох, станции Кащенки и Земцы. Когда мы вышли к расположению Красной армии, меня и Бреннера, как раненых, отправили в санчасть 115-го запасного стрелкового полка. Кононов и легкораненый Авдеев были направлены дальше, но их дальнейшая судьба мне неизвестна.

Подпишитесь на мои соцсети:

VK-https://vk.com/public205176892

YouTube-https://www.youtube.com/@RasskazSoldata

Дзен-https://dzen.ru/profile/editor/id/66caf6a48f0bcc15984847bf