История знает массу способов сделать карьеру: кому-то помогает родство, кому-то интриги, кому-то — удачно подобранная борода. Но в России XVIII века карьеру можно было сделать иначе. Например — поставив на место собственного барина и ответив за него на экзамене у самого Петра I.
Так начинается история человека, который носил за другим учебники, а потом сам стал командовать флотом.
Эта история похожа на классическую сказку.
Знакомьтесь: это Денис Калмыков — калмык (парадокс!) по происхождению, по статусу — бывший слуга, по итогам — контр-адмирал, автор системы флотских сигналов и любимец самого Петра.
Экзамен, который перевернул всё
Санкт-Петербург, начало XVIII века. В комнате, заваленной картами и морскими приборами, за длинным столом сидит сам царь Пётр I. Он принимает экзамен у вернувшихся из Англии молодых дворян, которых отправлял учиться морскому делу.
Дворяне должны отчитаться, чем обучились в Европе. И годны ли к службе на благо Отечества.
И тут происходит сцена, которую потом пересказывают шёпотом. Один из студентов - Максим Спафариев, молодой дворянин, явно не справляется. А ведь до этого сдал весь материал на отлично!
Здесь же он мямлит, даже компас от секстанта отличить не может. А позади него, будто бы невидимка, шевелится слуга. Подсказывает. Слишком уверенно для человека, который «всего лишь носил за хозяином учебники».
Пётр всё видит. Он подзывает обоих. И вдруг вместо титулованного недоучки на вопросы царя начинает отвечать слуга — калмык по происхождению, простой парень по имени Денис. И отвечает на 100% точно. Царь сразу сделал выводы о том, кто именно сдал великолепно экзамен в Англии.
Слуга получает чин мичмана. Дворянина же Пётр отправляет в учебное плавание… простым матросом. Без привилегий.
Так начинается путь Дениса Калмыкова - человека, который станет контр-адмиралом и навсегда войдёт в историю российского флота. Кстати и фамилию он получает тут же, в честь своей национальности. До этого был бесфамильным выходцем из простого народа.
Кто такой Калмыков
Денис Калмыков родился в 1687 году. Его официальное сословие в документах того времени звучало как «из слуг детей боярских». То есть не крестьянин, не купец и уж точно не дворянин.
Он был слугой у дворянского подростка по имени Максим Спафариев - одного из тех, кого Пётр I отобрал для обучения в только что созданной Навигацкой школе. Тогда это было главное «высшее образование» в империи: астрономия, штурманское дело, геометрия, языки - всё, что нужно будущим морским офицерам.
Спафариев к учёбе относился так, как некоторые нынче относятся к налоговой: «главное — не вникать». А вот его слуга — мальчишка-ровесник с кочевыми корнями, наоборот, залипал в карты, считал углы и запоминал названия парусных узлов.
Двойной ученик
В 1702 году Спафариев с Калмыковым попадают в Навигацкую школу. Но вот барин учиться не хотел и делегировал это скучное занятие своему слуге.
Калмыков тайком посещает занятия, делает за хозяина задания и даже выходит в море. В 1706 году их обоих отправляют в Англию - учиться у лучших мореплавателей. Так слуга получает элитное британское морское образование, не будучи даже записанным в списки.
Подмена длилась семь лет. До того самого экзамена перед царём.
Так сработал петровский социальный лифт в чистом виде: вниз и вверх — строго по результату, а не по происхождению.
Принципы петровского выбора
Пётр не играл в «либерализм». Он просто понимал, что если будет собирать с нуля флот и армию на базе родословных - получится крайне неэффективный механизм. А ему нужно, чтобы это работало, как часы. Поэтому на первом месте не происхождение, а знания и дисциплина. Очень редкий случай в нашей истории, увы.
И если в Голландии капитан мог быть сыном кузнеца, то почему в России талантливый калмык должен всю жизнь подавать чай барину?
Вот что ценил Пётр:
Знания и практику. Умение красиво говорить и преподносить себя он считал не важным. Как это не хватает многим современным работодателям, которые легко ведутся на красивые речи. А ведь, как правило, настоящий эксперт и практик, наоборот, "продавать" себя не умеет. Потому что всю жизнь делом занимался и просто не знает, как это делать.
Способность учиться и мыслить. Отсутствие знаний - не приговор, просто у человека не было опыта. А вот уметь учиться - это ценилось Петром;
Верность делу и императору. За малейшую измену или предательство Петр I нещадно карал, независимо от звания и происхождения. Это хорошо было видно во время подавления стрелецкого восстания. И как он поступил с сестрами, большинство из которых сослал в монастыри;
Инициативу и ответственность. Редкий случай, когда в высших эшелонах инициатива не наказывалась, а поощрялась. Инициатива - это всегда риск. Ты берешь ответственность за идею и ее реализацию. Не получилось - отвечать тебе. И Петр очень ценил таких людей. У нас же, в нашей многострадальной истории, инициативные люди, как правило, становились козлами отпущения, и на них вешали все проблемы и недоработки.
Общество удивляется
Представьте себе реакцию двора: новый офицер из калмыков? Слуга командует кораблём, а дворянин тянет канат в трюме?
Это был скандал. Но, как говорится, сделка состоялась: Пётр не вернул Спафариева наверх, а Калмыков пошёл служить.
Этот случай стал одним из первых звоночков, что сословная пирамида при Петре дала трещину. За Калмыковым последовали другие: русские, немцы, татары, малороссы — простолюдины и иноземцы, получившие шанс.
Флот Петра I в начале века состоял в основном из «выдвиженцев» - тех, кто доказал, что умеет не только кричать и хвастаться родословной, но и держать курс. Дворян наверху, конечно, тоже было немало. Ведь среди них тоже попадались патриоты, мечтавшие реализоваться. А с их деньгами и связями шанс реализоваться был, конечно, выше, чем у простолюдинов, которым оставалось надеяться лишь на свои силы и случай.
Как калмык стал адмиралом
После громкого экзамена, который Пётр превратил в карьерный трамплин, Денис Калмыков не потерялся и не почивал на лаврах, как выигравший в лотерею. Наоборот, он максимально использует подвернувшийся шанс для самореализации.
В 1713 году его зачисляют в Архангельск, на корабль «Гавриил». Корабль этот серьезный, один из флагманов нового флота. С одной стороны - участник боевых действий. С другой - именно на «Гавриил» отправляли всю перспективную молодежь учиться, чтобы они быстро набирали опыт.
Уже за год Калмыков демонстрирует успехи. И получает новое задание: поехать в Ригу и найти 50 человек, годных для морской службы. Задача непростая - нужно и в людях и в деле разбираться.
Он набрал 52. Причём все, как над подбор, оказались хорошими кадрами. Многие потом сделали хорошую карьеру. Это первый звоночек, что Калмыков умеет не только выполнять приказы, но и работать с людьми - собирать команду, управлять персоналом. Для Петра это был явный знак, что юношу стоит двигать наверх.
В 1721 году Калмыков получает капитана 3-го ранга, а еще через 20 лет - становится контр-адмиралом, главнокомандующий Кронштадтом.
Но Калмыков был не простым военным, который просто линейно рос по карьерной лестнице. Он ввел ряд инноваций, которые сильно повлияли на развитие всего российского флота. И начал он с создания морских сигналов, так как единой системы в России не было.
Морские сигналы: зачем они вообще?
Представьте себе флот без рации, без громкоговорителя, без даже толковой подзорной трубы. Как передать приказ от одного корабля к другому, если ты стоишь на мачте, а твой командир — в миле от тебя? Как сказать: «меняем строй», «готовьтесь к залпу», «разворачиваемся»?
В бою нет времени на совещания. Один флаг — и весь флот перестраивается.
А ведь именно слаженные действия определяют успех в бою.
До Калмыкова это было как в анекдоте: кто громче крикнет — тот и командир. Иногда вообще махали шапкой. Или стреляли холостыми вверх, мол, «угадай команду по выстрелу».
Что придумал Калмыков
Он разработал и внедрил первую в России систему морских сигналов — визуальных команд с помощью флагов, флажков, вымпелов. Система называлась «генеральские сигналы».
Сигналы передавали:
- смену курса;
- построение колонной;
- начало атаки;
- предупреждение о приближении врага;
- и даже мелочи вроде «внимание к штабу».
Главное, что система стала единым стандартом и все моряки ее заучивали наизусть.
Его система флагов использовалась до XIX века с минимальными изменениями.
Сигналы были одинаковыми на всех кораблях, даже для тех, кто не говорил по-русски. А таких служило немало - Петр охотно привлекал зарубежных специалистов.
Знаки можно было использовать и в солнечный день, и в пасмурный шторм - их же хорошо видно издалека. Только туман был помехой, конечно.
Где это реально спасло флот
Один из ярких примеров - сражение при Гангуте (1714). Русский флот сражался с шведами, у которых была мощнее артиллерия. Победа пришла только благодаря слаженности. Корабли меняли строй, как будто танцевали - четко, красиво, быстро. Вероятнее всего, без этого взаимодействия русский флот бы проиграл шведам, если бы бился по старинке.
На этой гравюре изображен ход сражения, из которого становится понятна важна координация кораблей.
Русский флот - это линии галер, полукругом окружающие шведские корабли. Красные флаги - это наш флот. Шведская эскадра состояла из мощных больших кораблей. Но погода стояла безветренная, а оттого маневренность у парусников низкая. В то время, как галеры полагались на гребцов.
Русские галеры под командованием Петра I и Фёдора Апраксина вышли на позицию и с манёвром атаковали шведскую эскадру. Пути к отступлению отрезали и взяли в плен большую часть шведов. Авторитет России после этого сражения поднялся до небес.
Полную версию своих сигналов Калмыков выпустил лишь в 1742 году - спустя почти 30 лет после битвы при Гангуте. Но отдельные сигналы использовались уже в то время.
Но этим его вклад в развитие флота не ограничился.
Морской устав. Теперь по-русски
Вернувшись из Англии, Калмыков не просто привёз моду на английские шляпы. Он привёз уставы - морские инструкции, расписания, коды поведения на борту.
Их не было в России. Поэтому в управлении царил хаос, на каждом корабле действовали свои нормы.
Калмыков перевёл и адаптировал английские морские уставы. Он не копировал слово в слово, а переделал под реалии России: суровый климат, молодой флот, разношёрстный экипаж.
Это было очень важно! Многие особо инициативные просто брали западные стандарты за основу целиком. И получалось неэффективно и даже опасно для наших реалий.
Вот пример из быта. Каюты были организованы не по английской кальке, а были серьезно утеплены.
Рацион полностью пересмотрен. Британский рацион был куда менее калорийный, предназначенный для службы в теплых условиях.
Британцы ели, в основном, сушеное мясо, горох и фасоль. Минимум витаминов, калорийность рациона составляла около 2800 ккал.
Калмыков понял, что с таким рационом наши бойцы долго не протянут. И кардинально его изменил. Добавил калорий (жирное мясо и рыба) и витаминов (овощи). Энергетическая ценность рациона зимой достигала 4000 (!!) ккал в сутки, чтобы компенсировать сильный холод и большую физическую нагрузку.
Власти посопротивлялись (новый рацион - дорогой же!), но вынуждены были пойти навстречу любимцу Петра. Ну а он успешно доказал преимущества своего подхода. Как всегда - на практике:
После того, как Калмыков ввел новый рацион, простуда и авитаминоз, которые постоянно преследовали моряков, стали резко сокращаться.
И так во всех мелочах. Структуру за основу взял английскую, а вот реалии - русские, которые он сам знал не понаслышке, пройдя путь с самых низов (вот что прекрасно, что он не был дворянином - иначе бы в реальности не знал, как обстоят дела и что нужно морякам).
Испортила ли власть бывшего слугу
Часто бывает, что власть портит человека.
Ведь можно выдать погоны. Можно дать чин. Но нельзя выдать характер. А характер у Калмыкова был, как у настоящего моряка: прямой, крепкий и без манерных изгибов.
Современники писали: справедлив, суров, не терпел глупости, но и не давил авторитетом. Последнее - очень важно, нет ничего хуже дуболомов, которые привыкли все брать силой, действуя напролом.
Если надо - вставал рядом с матросом. Если надо - отчитывал капитана, даже если тот дворянин.
Он не строил из себя большого начальника. Он был простым и честным и именно этим вызывал уважение. В Кронштадте, где он командовал портом, его называли с нежностью и не иначе как «наш Калмычок».
В отличие от офицеров, выросших при дворе, Калмыков не проводил ночи напролет в бальных залах. Светская жизнь была ему не в радость. Поэтому дворяне толком о нем ничего и не знали - Калмыков оставался для них тайной за семью печатями.
О нём ходили анекдоты:
— Господин контр-адмирал, вас приглашает герцог на бал.
— Передайте герцогу, что у меня бал - в бухте, где штормит.
А он, вместо похода на бал, предпочитал посидеть в мастерской и починить компас. Или обучить новичков одной из премудростей морского дела.
Калмыков получил потомственное дворянство и основал новый дворянский род, который был внесён в родословные книги нескольких губерний. У него были дети, внуки, и часть потомков пошла по стопам - на военную или административную службу.
Калмыков оставался в строю до конца. В 1746 году, в возрасте 59 лет, он умер на посту, командуя Кронштадтским портом.
То, что он создал — флаговые сигналы, переводы уставов, единая система подготовки - работало не десятилетие, а поколения. Его «генеральские сигналы» дожили до XIX века. А методы, которыми он готовил офицеров, легли в основу морских академий.
Можно сказать, что он не просто командовал флотом. Он воспитал флот.
У меня есть телеграм-канал Популярная наука. Там публикую другой контент, не тот, что в Дзене - короткие интересные факты, научные мемы и шутки. Если пользуетесь телеграмом - подписывайтесь! Буду рад всех видеть!