По убеждению большинства исследователей поражение армии Вара в Тевтобургском лесу обусловлено внезапностью нападения объединенных германских племен и отсутствием разведки у римлян. Я считаю, что разведка у Вара была однозначно и вполне возможно, что она своевременно обнаружила присутствие поблизости германцев и своевременно доложила об этом военачальнику. Но и дальнейшее продвижение Вара на север тоже можно понять. Как человек чести он упрямо вел легионы в труднопроходимые места не только с целью подавить восстание германцев, но и спасти попавших в беду соотечественников.
Веллий Патеркул приводит характеристику легионам Вара как: «Армии, отличающейся своей доблестью, первой по дисциплине и опытности в военном деле». Поэтому крайне легкомысленно заявлять об отсутствии разведки в римских легионах, состоявших преимущественно из ветеранов, и вероятно в своем дальнейшем продвижении на север Вар рассчитывал исключительно на боевые качества своих подчиненных.
На последнем пиру, перед тем как Вар повел свои войска через Рейн на зимние квартиры, вождь хаттов Сегест встал и предупредил римлян о том, что Арминий и другие вожди германских племен планируют поднять восстание против Рима. Вар категорически отказывался поверить в существование заговора, но присутствующие на пиру римские военачальники посоветовали ему прислушаться к заявлению Сегеста и, вне всякого сомнения, в походе были готовы к внезапному нападению противника, неукоснительно следуя правилу: «Предупрежден – значит вооружен».
Я не разделяю мнение историка С. Дандо-Коллинза, который пишет, что в Тевтобургском лесу легионеры шли в походном порядке и их личные пожитки с дротиками и кольями для частокола висели на носильных шестах, а завернутые в защитные кожаные чехлы щиты были переброшены через левое плечо, в то время как шлемы, подвешенные к шее, висели на груди. Я полагаю, что воины шли в полном вооружении, оставив личные вещи при обозе, учитывая, что расстояние до восставших племен германцев составляло всего лишь три ускоренных дневных перехода. Римляне три года назад покорили территории, по которым продвигались легионы Вара, и обозначенную местность нельзя было называть мирной. В подобном случае можно говорить о кратковременной оккупации данной территории Германии, но никак о романизации местного населения.
Вара часто выставляют бестолковым полководцем, с чем я не согласен и многие его, казалось, непродуманные действия, легко объяснимы. После получения извещения о восстании германцев, Вар не избавился от громоздкого обоза по той причине, что жены и дети легионеров предпочли остаться под надежной защитой своих мужей и отцов. В вину Вару ставят продвижение войска в труднопроходимой местности. Г. Дельбрюк пишет по этому поводу что: «Описание Диона является сильным преувеличением и из него совершенно неправильно делают вывод, что римское войско шло без дорог, тем более что войско – это необходимо помнить – сопровождалось необычайно крупным обозом».
Многие мои читатели в обсуждениях битвы в Тевтобургском лесу делают ссылки на Диона Кассия. Но данному летописцу принадлежит наиболее позднее описание битвы и его детальное изложение событий более чем за двести лет обросло множеством невероятных подробностей и легенд. Наиболее правдивое описание сражения содержится у Веллея Патеркула, так как он был современником и даже сослуживцем Арминия, а также у Тацита, который в своем повествовании опирался на утерянный труд Плиния Старшего «Германская война», основанном на достоверных сведениях очевидцев сражения.
Некоторые мои читатели настаивают на том, что в Тевтобургском лесу не было сражения, а происходило массовое истребление легионеров. При этом они подкрепляют свое умозаключение словами Патеркула о том что: «Запертые лесами и болотами, воины не имели даже возможности сражаться». Но по словам того же летописца: «Что касается Нумония Валы, легата Вара, то он подал ужасный пример: оставив пехоту, лишенную поддержки конницы, он вместе с другими бежал к Рейну». То есть, по словам одного и того же летописца, легионеры не имели никакой возможности сражаться среди лесов и болот, но сложный рельеф местности не помешал полутора тысячной римской кавалерии беспрепятственно и трусливо бежать с поля боя.
Многие историки считают, что наибольшие потери римляне понесли в первый день сражения, и это было обусловлено внезапностью нападения. Г. Дельбрюк придерживается противоположного мнения: «Атака германцев в первый день была очень слабой. Они лишь прощупывали своего противника, в противном случае длинная колонна не смогла бы выйти из леса».
В аналогичную засаду в битве при Тразименском озере попала римская армия Гая Фламиния, но легионеры тогда были полностью уничтожены или взяты в плен карфагенянами в считанные часы. У германцев в Тевтобургском лесу не было такой возможности, и они изматывали противника мелкими стычками и только с прибытием подкреплений в виде отрядов других союзнических племен смогли уничтожить лучшие легионы Римской империи.