Открытые и закрытые перечни КОСГУ: Как избежать ошибок в классификации доходов и расходов
Применение Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) часто вызывает вопросы, особенно когда конкретный вид дохода или расхода прямо не упомянут в методических рекомендациях. Ключ к правильному решению лежит в понимании принципа: в КОСГУ существуют как открытые, так и закрытые перечни статей.
Открытые перечни: Правило аналогии
Подавляющее большинство статей и подстатей КОСГУ являются открытыми. Это означает, что приведенные в них списки видов доходов или расходов не являются исчерпывающими.
Суть принципа: Если конкретный доход или расход прямо не поименован в перечне к определенной статье КОСГУ, но его экономическая сущность (содержание) полностью совпадает с другими доходами/расходами в этой статье, его следует относить именно на нее.
На что ориентироваться: На экономическое содержание операции, а не на ее формальное название в договоре или первичном документе. Это главный принцип современного применения КОСГУ, гармонизированного с международными стандартами.
Пример с доходом:
В перечне подстатьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» может не быть прямого упоминания о доходе от проведения платных онлайн-вебинаров. Однако по своей экономической сути это платная услуга. Следовательно, доход от нее классифицируется по подстатье 130 КОСГУ.
Пример с расходом:
В перечне подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» может не быть услуги по приобретению облачного программного обеспечения (SaaS). Но поскольку это оплата IT-услуги, ее экономическое содержание аналогично другим услугам в этой группе. Значит, расход следует отражать по подстатье 226.
Закрытые перечни: Строгое следование правилу
В отличие от открытых, закрытые перечни содержат строго определенный, исчерпывающий список операций. Применение правила аналогии здесь не допускается.
Суть принципа: Если операции нет в закрытом перечне, ее нельзя относить на эту статью КОСГУ, даже если она кажется похожей. Необходимо искать другую, экономически соответствующую статью.
Где встречаются: Закрытые перечни, как правило, связаны с операциями, имеющими строго целевое назначение или особый правовой режим. Чаще всего это касается:
— Социальных выплат (статья 260 КОСГУ). Каждый вид пособия, компенсации или иной выплаты населению должен быть четко регламентирован и соответствовать конкретному пункту в классификации. Нельзя произвольно относить на эту статью любые выплаты гражданам.
— Отдельных видов налогов и доходов (например, некоторые подстатьи группы 110 «Налоговые доходы»). Поступление можно отнести на конкретный код только если оно прямо предусмотрено налоговым законодательством как данный вид платежа.
— Некоторых операций с активами и обязательствами (группы 300-800), где классификация строго привязана к изменению балансовой стоимости объекта.
Пример ошибки:
Учреждение хочет выплатить работникам материальную помощь к празднику. Эту выплату нельзя относить на статью 260 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению», так как данный перечень закрыт и включает только строго определенные законом виды соцвыплат (пособия, компенсации ущерба и т.д.). Экономически эта выплата является частью оплаты труда, поэтому ее следует отражать по подстатье 211 «Заработная плата» или 212 «Иные выплаты в пользу работников».
Практические рекомендации: Как определить, открытый перечень или закрытый?
1. Изучить официальные разъяснения. Минфин России в своих письмах (например, от 11.12.2020 № 02-08-10/109210) прямо указывает, какие перечни являются закрытыми.
2. Анализировать экономическую сущность. Для открытых перечней всегда задавайте вопрос: «Какова настоящая природа этой операции?» Сравните ее с уже описанными в статье примерами.
3. Для социальных выплат и налогов всегда следует проверять нормативную базу. Если выплата не предусмотрена федеральным законом или постановлением Правительства, она с высокой вероятностью не может быть отнесена на закрытые статьи группы 260.
4. В случае сомнений использовать коды «прочих» доходов (180) или расходов (290).