Перед тем, как с упорством приступить к этому сомнительному действу, сделай единственный правильный шаг – осознай! Что ты сейчас, вооружившись шестигранником и слепой верой в инструкцию, будешь ковыряться в системе, от которой напрямую зависит в какой по счету УАЗик ты врежешься. Если в твоих руках привыкли выживать только крошки от чипсов, то немедленно закрой эту статью и отнеси велик туда, где за него возьмутся люди с прямыми руками и специальными инструментами. Например, в Байк Центр. Это самая выгодная инвестиция в твою же безопасность. Ну, а если осознание так и не пришло, и жажда подвига победила инстинкт самосохранения — читай дальше и готовь свои руки к битве с болтами.
Тормозные колодки на дисковом тормозе
Шаг 1: Сними заднее колесо
Поставь велосипед так, чтобы заднее колесо свободно вращалось. Теперь крути педали и переключай на наименьшую передачу, чтобы цепь слетела на самую маленькую звездочку. Откручивая эксцентрик, приготовься к тому, что он закис и теперь напоминает деталь от советского трактора. Отожми переключатель передач вперед и сними колесо. Держи тормозной ротор ровно. Если чем-нибудь заденешь, то обязательно погнешь.
Шаг 2: Сними старые тормозные колодки
Найди этот неприступный предохранительный штифт. Он маленький, противный и уже намертво прикипел. Ты его либо сорвешь, либо сломаешь шестигранник. Сними предохранительное кольцо с винта крепления. Выковыривая старые колодки, приготовься к тому, что они рассыплются, а вся грязь и металлическая пыль с них посыплется тебе прямо в глаза.
Шаг 3: Раздвинь тормозные поршни
Самый веселый этап. Эти поршни, которые ты годами давил тормозной жидкостью, теперь напоминают два закисших, неровно вылезших зуба. Ты будешь давить на них каким-нибудь пластиковым инструментиком, который с хрустом сломается. Потом возьмешь плоскую отвертку, соскользнешь ею и проткнешь себе палец. Ладно, не будем о грустном. Нажми на тормозной поршень - тормозные поршни должны быть заподлицо. Очисти тормозной механизм — используй зубную щетку и какой-нибудь мыльный раствор. На сам ротор нанеси очиститель тормозов. Молодец. Теперь полностью вставь поршни в суппорт. Это легко сделать с помощью инструмента для разжима тормозных поршней – для этого легким нажатием руки прижми нижний конец к поршню.
Шаг 4: Установи новые тормозные колодки
Вставь эти новенькие, блестящие колодки. Та скоба, которая должна их разводить, обязательно выскочит и улетит в самую пыльную и недоступную щель в гараже. На ее поиски уйдет 20 минут. Когда ты все же вставишь колодки, окажется, что ротор между ними не помещается, потому что один поршень все еще торчит, как самый заметный предмет в пустой комнате. Ты снова возьмешься за свою убийственную отвертку или разжимное устройство для тормозных поршней, чтобы запихнуть его обратно и наконец-то добьешься успеха. Если тормозная колодка хорошо входит в суппорт – вставляй и закручивай фиксирующий винт колодки и не забудь про предохранительное кольцо. Теперь нажми на тормозной рычаг несколько раз. Поймал контакт? Удерживай его нажатым несколько секунд.
Шаг 5: Установи колесо на место
Самая эпичная битва. Ты будешь одной рукой оттягивать переключатель, другой — пытаться впихнуть колесо и молиться, чтобы ротор вошел ровно в щель калипера. Затем надень цепь на самую маленькую звезду кассеты, аккуратно вставь ротор тормоза в калипер и сдвинь переключатель вперед. Закройте эксцентрик — все!
Тормозные колодки на механическом ободном тормозе
Шаг 1: Отпусти тормоз
Отсоедини тормозной трос от ободного тормоза. Тросовый наконечник («банан») отломится при первом же прикосновении, потому что его делали из самого хрупкого на земле сплава. При необходимости сними тормозную лапку.
Шаг 2: Открути тормозные колодки
Готовься к главному цирку. Болт, держащий колодку, прикипел намертво. Ты сорвешь шлицы у своего шестигранника, превратив его в бесполезный кругляш. Когда он все же поддастся, вся конструкция — болты, прокладки, шайбы — с пружиной разлетится по полу с мелодичным звоном. Теперь попробуй собрать эту головоломку и запомни, в каком порядке лежали эти пять одинаковых на вид железок. Удачи.
Шаг 3: Установи новые тормозные колодки
Обрати внимание на правильный порядок установки прокладок, а то будешь двадцать раз перебирать их, пытаясь угадать магическую последовательность. Прикрепи новую тормозную колодку к тормозу и надень на нее еще одну шайбу. Затяни колодку шестигранным ключом и повтори шаги 2 и 3 с другой стороны велосипеда.
Шаг 4: Выровняй ободной тормоз
Вот тут начинается настоящий квест на ловкость. Колодка от обода должна располагаться примерно на 1 мм ниже верхней кромки обода. Но, увы, у тебя нет микроскопа и рук нейрохирурга. Но есть чудесный шестигранник, который уже почти круглый. Чтобы колодки правильно работали и надежно схватывали, проверь, чтобы они срабатывали одновременно и касались всей площадью.
Поздравляем! Ты потратил час своего драгоценного времени, перемазался в грязи и смазке, украсил руки содранными костяшками — и все ради этого момента истины. Ты сжимаешь тормозную ручку, а в ответ — либо мертвая пустота, будто ты только что подключил тормоза к совести чиновника, либо колесо тут же юзом идет в занос.
Но не отчаивайся! Мы, конечно, предупреждали тебя в самом начале, что это плохая затея. Но ты же взрослый человек, ты сам все знаешь.
Теперь, когда твой велосипед официально стал опасен для окружающих, самое время сделать единственно верный шаг. Заглони свою гордость, погрузи это недоразумение на два колеса и тащи его в Байк Центр. Там есть волшебные механики. У них есть волшебные инструменты, которые не срываются на гранях. И есть секретное знание о том, в каком порядке должны стоять эти чертовы шайбочки. Они не будут читать тебе морали. Они просто молча, с легкой усмешкой, сделают так, что твои тормоза начнут работать.