Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Вчера мы с вами закончили виртуальную экскурсию по «Некрополю 18 века», расположенному на территории бывшего Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры-старейшего в Санкт-Петербурге.
Сегодня, я предлагаю вашему вниманию первую часть рассказа о наиболее значимых захоронениях расположенного рядом «Некрополя мастеров искусств» находящегося на территории бывшего Тихвинского кладбища, существующего с 1823 года.
Здесь были похоронены многие выдающиеся государственные деятели, ученые, литераторы, музыканты, памятники на могилах которых являлись настоящими произведениями мемориального искусства.
Однако в 20-е годы прошлого века кладбище, каки многие другие исторические некрополи Петрограда – Ленинграда подверглось нашествию вандалов и грабителей. Кресты были сломаны, мраморные изваяния разбиты, бронзовые элементы похищены, а иконы выломаны.
Единственным выходом в сложившейся ситуации стало придание Тихвинскому кладбищу музейного статуса и соответственно взятия его под государственную охрану.
С 1937 года «Некрополь мастеров искусств» являлся частью Государственного музея городской скульптуры Ленинграда, а ныне Санкт – Петербурга.
Здесь не только бережно сохраняются надгробия выдающихся деятелей русской культуры, которые были похоронены на Тихвинском кладбище изначально, но и более 60 памятников перенесенных с других кладбищ, где им грозило полное разрушение.
Дополнительно следует сказать, что уже после получения «Некрополем мастеров искусств»
музейного статуса здесь были похоронены несколько видных мастеров искусств советского периода, что является признанием их высочайших заслуг перед отечественной культурой.
Вот с одного такого человека мы, пожалуй, и начнем нашу сегодняшнюю экскурсию.
Авилов Михаил Иванович (1882–1954)
Известный российский и советский мастер батальной и исторической живописи, действительный член АХ СССР. Профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, Народный художник РСФСР.
Родился 6 (18) сентября 1882 года в Санкт-Петербурге. В 1893 году был принят в Рисовальную школу Общества поощрения художников. С 1904 года Михаил Авилов студент Высшего художественного училища при ИАХ. Его наставником был Франц Алексеевич Рубо -автор знаменитых Севастопольской и Бородинской художественных панорам. Под влиянием наставника Авилов навсегда определил для себя в качестве приоритетного направления своего творчества историко-батальную живопись.
В 1913 году Авилов представил на суд профессоров академии художеств картину "Царевич Иван Иванович на прогулке".
Я, конечно, могу ошибаться, но мне почему-то всегда казалось, что Михаил Иванович Авилов писал эту кар тину как своеобразное художественное предисловие или, как сейчас говорят «приквел» к написанному на почти 30 лет ранее наполненному трагизмом полотну Репина «Иван Грозный и сын его Иван.»
Здесь мы видим юного царевича скачущего галопом по московским улицам в сопровождении верных опричников. Он совсем юн и откровенно наслаждается своим положением примерно, как представители нынешней «золотой молодежи» могут позволить себе проехать на своем крутом «мерсе» по тротуарам. Молодецкая удаль буквально бурлит в юном теле, и он представить себе не может, что спустя всего несколько лет он примет смерть от руки своего отца.
Своеобразным продолжением темы времен грозного царя стала картина Михаила Авилова «Опричники в Новгороде» написанная в 1916 году, за которую художник получил первую премию «Общества поощрения художеств».
Не секрет, что именно поход опричного войска на Новгород в 1569—1570 годах стал одной из самых страшных и кровавых страниц в истории России и именно поэтому Иван Грозный стал единственным русским правителем, которому не нашлось места на знаменитом памятнике «Тысячелетие России».
После революции Авилов преподавал в родных учебных заведениях Рисовальной школе «Общества поощрения художеств» и в Академии художеств. В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.
В 1934–1940 годах входил в группу художников, работавших под руководством М. Б. Грекова над панорамой «Штурм Перекопа», самым грандиозным художественным произведением созданном в СССР в довоенный период.
К сожалению панорама, которая экспонировалась в Симферополе, погибла во время Великой Отечественной войны.
Самую знаменитую картину Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» написанную в 1943 году, я думаю, видел каждый, кто учился в школе.
Ныне она хранится в Русском музее, так же, как и многие другие работы мастера. Кроме того Карины Авилова есть в Третьяковской галерее и некоторых других собраниях.
Скончался художник 14 апреля 1954 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.
Надгробие в виде бронзового бюста на гранитном постаменте работы скульптора Н. В. Дыдыкина установлено в 1955 году.
Андреев Василий Васильевич (1861–1918)
Знаменитый русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов, композитор, балалаечник-виртуоз.
Выходец из купеческой семьи. Специального музыкального образования не имел, но будучи весьма одарен от природы, не только в совершенстве овладел струнными народными инструментами, но и внес ряд конструктивных изменений.
В частности, он разработал балалайку четырех размеров.
В середине 80-х годов позапрошлого века Андреев организовал в Петербурге первый «Кружок любителей игры на балалайке»
на основе которого в дальнейшем был создан первый в профессиональный оркестр русских народных инструментов, в состав которого кроме балалаечников входили музыканты, игравшие на домрах, гуслях, свирелях, бубнах и т. д.
Первые концерты прошли в 1888 году в столице и имели шумный успех.
Затем Андреев и его музыканты много и успешно гастролировали, не только в России, но и в Европе.
В 1900 году Оркестр русских народных инструментов под управлением В. В. Андреева был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже, а сам маэстро награжден Большим крестом ордена Почётного легиона.
Двумя годами ранее Василий Васильевич вполне заслуженно стал кавалером российского Ордена Святого Станислава III степени, ведь благодаря ему балалайка стала одним из национальных символов России.
Скончался в декабре 1918 года от свирепствовавшей тогда «испанки». Был похоронен на Никольском кладбище, а в 1936 году прах перенесли в Некрополь мастеров искусств.
Памятник - урна на постаменте из гранита и мрамора установлен сотрудниками Государственного музея городской скульптуры в 1950 году.
Андреев Павел Захарович (1874–1950)
Оперный певец (бас-баритон), Народный артист СССР, солист Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинского) театра. Профессор Ленинградской консерватории.
Пению Павел Андреев обучался сначала в Петербурге на открытых в 1882 году Музыкально-драматических курсах, затем в Синодальном училище в Москве, а в 1898–1903 в Петербургской консерватории, которую окончил в классе профессора Габеля. В 1903-м Андреев дебютировал в партии Демона в Опере Народного дома, затем пел в частных антрепризах, в 1906–1908 был солистом Киевской оперы, а с 1909 по 1948 годы – солистом Мариинского (Кировского) театра.
Был участником знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в 1913 (Париж) и 1914 (Лондон) годах.
С ноября 1923-го до 1940 года Павел Захарович Андреев постоянно выступал с концертами в Большом зале филармонии.
Во время блокады Ленинграда оставался в городе и постоянно выступал перед рабочими ленинградских заводов и бойцами РККА. 5 апреля 1942 года дал концерт на сцене Театра драмы имени Пушкина, а 23 января 1943-го – в Большом зале.
Скончался 15 сентября 1950 года и был похоронен в «Некрополе мастеров искусств»
Надгробие бюст на постаменте работы скульптора Н. В. Дыдыкина выполнен с прижизненного портрета певца. Материал бронза и гранит.
Арапов Пимен Николаевич (1796–1861)
Драматург, журналист, первый историк русского театра. Был вице-губернатором в Саратове и Новгороде. Автор более двадцати пьес.
Надгробие в виде стелы из диорита и гранита установлен музеем в 1939.
Аренский Антон Степанович (1861–1906)
Композитор, пианист, дирижер, педагог. Управляющий петербургской Певческой капеллой. Профессор Московской консерватории. Среди его учеников – С. В. Рахманинов, А. Б. Гольденвейзер. Работал преимущественно в камерно-вокальном и инструментальном жанрах.
Надгробие представляет собой горельеф с портретом композитора, сидящего за роялем в окружении юных дев, символизирующих мелодии играющих на музыкальных инструментах.
Автором надгробия ныне хранящегося в экспозиции Музея городской скульптуры стала первая русская женщина скульптор Мария Львовна Диллон (1858–1932). Подробнее о жизни и творчестве этой замечательной женщины можно прочесть, перейдя по ссылке.
Копия из искусственного камня установлена в 1952 году.
На этом мои уважаемые читатели и подписчики, разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.