Найти в Дзене

Забытые имена или о ком не расскажут экскурсоводы. Мария Диллон – первая в России женщина - скульптор

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о первой в России женщине – скульпторе, которую звали Диллон Мария Львовна (1858—1932) Уроженка города Поневеж Ковенской губернии (сейчас Паневежис Литва) в семье богатого откупщика. С детства любимым увлечением девочки стала лепка. Фигурки из хлеба, а позже из глины, выходившие из-под её пальцев, становились все более изящными, что свидетельствовало - это не детское баловство, а осмысленная необходимость, талант, который необходимо развивать. В 1878 году двадцатилетняя Мария Диллон становится вольнослушательницей Академии художеств. Училась у лучших педагогов, во время учёбы награждалась малыми и большой серебряной медалями.
В 1888 году за выполненную по академической программе статую «Андромеда, прикованная к скале» получила малую золотую медаль и звание классного художника 2-й степени. К сожалению сегодня, эта скульптура известна только по старым фотографиям и небольшом

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о первой в России женщине – скульпторе, которую звали

Диллон Мария Львовна (1858—1932)

Уроженка города Поневеж Ковенской губернии (сейчас Паневежис Литва) в семье богатого откупщика. С детства любимым увлечением девочки стала лепка. Фигурки из хлеба, а позже из глины, выходившие из-под её пальцев, становились все более изящными, что свидетельствовало - это не детское баловство, а осмысленная необходимость, талант, который необходимо развивать.

В 1878 году двадцатилетняя Мария Диллон становится вольнослушательницей Академии художеств. Училась у лучших педагогов, во время учёбы награждалась малыми и большой серебряной медалями.
В 1888 году за выполненную по академической программе статую «Андромеда, прикованная к скале» получила малую золотую медаль и звание классного художника 2-й степени.

-2

К сожалению сегодня, эта скульптура известна только по старым фотографиям и небольшому эскизу, хранящемуся в Русском музее.

Пожалуй, самой известной её работой ученического периода, дошедшей до наших дней, стал выполненный из терракота «Портрет Ф.Ф. Бухгольца» - её сокурсника по Академии, в дальнейшем ставшего супругом.

-3

Таким образом Мария Диллон стала первой в России дипломированной женщиной-скульптором. После окончания Академии Диллон совершенствовала своё мастерство в Париже и Риме, систематически принимала участие в ежегодных академических выставках в Петербурге, выставляясь иногда и за границей.
Она совершенствует свое мастерство в изображении женской красоты, как в «полный рост»

«Нега»
«Нега»

так в мастерском исполнении очаровательных женских головок.

 «Лилии»
«Лилии»

Она работает в самых разных жанрах от миниатюры до монументальной скульптуры. В 1896 году в Казани торжественно открывают памятник великому русскому математику Н. И. Лобачевскому работы скульптора Марии Львовны Диллон.

-6

Одновременно уменьшенная копия бюста всемирно известного ученого была установлена в Казанском университете.

В 1899 году в дни празднования столетия со дня рождения Пушкина Мария Диллон представила на суд зрителей скульптуру «Татьяна» изображающую главную героиню «Евгения Онегина».

-7

Скульптура, выполненная в натуральную величину, имела большой успех, а её фото даже распространялись по всей России в виде открыток. К сожалению, судьба «Татьяны» неизвестна. Во время Великой Отечественной войны она была вывезена немцами из Пушкинского музея – заповедника Михайловское в Псковской области, а обратно не вернулась.

В том же 1899 году Мария Диллон громко заявила о себе, как о выдающемся мастере интерьеров.
Изготовленный по её эскизам в Венеции пятиметровый камин «Пробуждение Весны» для особняка Кельха вызвал восторженную реакцию прессы и до сих пор считается шедевром русского модерна .

-8

Постепенно Мария Диллон становится одним из ведущих скульпторов не только Санкт –Петербурга, но и всей России. Она умела достичь эмоционального звучания, создаваемого ей образа. Не удивительно поэтому что к ней стали обращаться с заказами на надгробные памятники. Самым выдающимся произведением такого рода стал созданный ею памятник на могиле великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской

-9

Первоначально актриса была похоронена на Никольском кладбище Александра–Невской лавры, но позже, уже в советское время прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Тихвинского кладбища.

После революционных событий 1917 года Мария Диллон осталась в России, но практически прекратила активную творческую деятельность. Её былая слава прошла: новой власти нужно было новое искусство.
Она пыталась приспособиться и даже принимала участие в конкурсе проектов памятника Ленину у Финляндского вокзала, но не добилась успеха.

Мария Львовна Диллон скончалась 14 июня 1932 года в Ленинграде, похоронена на Смоленском лютеранском кладбище.

-10

Как видно памятник совсем скромный, и если не знать, что здесь похоронена первая в России женщина – профессиональный скульптор то и внимания никто не обратит.
На этом уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.