Найти в Дзене
Библиогид Книжный Червячок

Снег и брутальные мужчины – настоящие детективы. Два отличных зимних сериала - экранизации книг, которые я не читала

Часто бывает так: где-то на Западе выходит интересный роман, и тамошние киношники тут же его хватают, выкупают права на экранизацию и чуть ли не в тот же год пускают в мировой прокат в виде блокбастера или хитового видеосериала. И мы впервые знакомимся с произведением уже в виде кино, а не книги. А книгу потом могут и не выпустить на русском. Если автор не самый известный - не Джоанн Роулинг. На перевод книги требуется больше времени - там же текста больше, не то что в фильме. Особенно, если речь не о дубляже, а лишь о шустром и легком пиратском переводе. Ну и, когда сериал или фильм уже прошли, издатель рискует не распродать напечатанный тираж: автор малоизвестен, а зрители про кино уже забыли. Вот так и получается, что кино в нашем мире «конвертируется» быстрее и проще книг: прибыли прокатчикам практически гарантированы – не в кинотеатрах, так на телевидении, не на ТВ, так в онлайн продукция вложенные средства отобьет. Не то, что у издателей. (Хотя они тоже сейчас стараются играть на
Оглавление

Часто бывает так: где-то на Западе выходит интересный роман, и тамошние киношники тут же его хватают, выкупают права на экранизацию и чуть ли не в тот же год пускают в мировой прокат в виде блокбастера или хитового видеосериала. И мы впервые знакомимся с произведением уже в виде кино, а не книги.

А книгу потом могут и не выпустить на русском. Если автор не самый известный - не Джоанн Роулинг. На перевод книги требуется больше времени - там же текста больше, не то что в фильме. Особенно, если речь не о дубляже, а лишь о шустром и легком пиратском переводе.

Ну и, когда сериал или фильм уже прошли, издатель рискует не распродать напечатанный тираж: автор малоизвестен, а зрители про кино уже забыли.

Вот так и получается, что кино в нашем мире «конвертируется» быстрее и проще книг: прибыли прокатчикам практически гарантированы – не в кинотеатрах, так на телевидении, не на ТВ, так в онлайн продукция вложенные средства отобьет. Не то, что у издателей. (Хотя они тоже сейчас стараются играть на нескольких «столах» рыночного «казино»: онлайн-продажи, аудиокниги. Но самое выгодное – права на экранизацию: книга все еще первична.)

Подводя итог: со многими детективными произведениями я впервые познакомилась именно в кино. А про книги узнала гораздо позже.

Так было с французским фильмом «Багровые реки» (роман Жана-Кристофа Гранже «Пурпурные реки»), канадским «Смерть на реке» (роман Элис Хоффман «Речной король»), сериалом НВО «Острые предметы» (по одноименному роману Гиллиан Флинн), сериалом «Правда о деле Гарри Квеберта», с трилогией «Миллениум» Стига Ларссона и многими другими.

В некоторых случаях книга мне понравилась больше фильма («Речной король»), иногда киновоплощение истории было интереснее книги («Багровые реки»). Иногда и книга, и фильм мне одинаково нравились или не нравились.

Сегодня будет рассказ о двух детективных сериалах, которые мне очень понравились, но книги по ним я не читала, поскольку не всё издавалось на русском, а то, что издавалось, уже распродано, причем даже в электронном виде. Можно поискать у пиратов. Ну или ждать переиздания.

А пока… Зима близко, и два отличных зимних детективных сериала в запасе не помешают.

«Детектив Вистинг»

Этот норвежский телесериал – так называемый полицейский процедурал, то есть история, в которой расследованием преступлений занимается, как и положено, полиция, а не наблюдательные старушки, не дети, и не дамочки средних лет в активном поиске второй половины.

Постер к сериалу "Вистинг"
Постер к сериалу "Вистинг"

Главный герой – инспектор полиции Вильям Вистинг. При первом появлении в кадре он поражает своим суровым видом. Эмоций – ноль. Камень. Играет Вистинга актер Свен Нордин. У этой нордической личности внешность почти разбойничья: ну очень холодное и жестокое, словно топором вырубленное лицо. И лишь спустя какое-то время начинаешь понимать, что Вистинг вовсе не хладнокровен, наоборот – он тяжело переживает смерть любимой жены, скончавшейся год назад, он сочувствует людям, которые попадают в беду, он горячо любит свою дочь, хотя вынужден постоянно держать ее в неведении относительно своих дел на работе: ведь Линэ – молодая, талантливая журналистка, цепкая и умная, а главный полицейский следователь обязан нести ответственность за тайну следствия и нераспространение информации СМИ. И в конце концов именно скрытность и преданное следование профессиональному протоколу чуть не становится причиной трагедии в семье Вистинга.

Что, кстати говоря, немного раздражает. Хотя пафос про семейные ценности и наклепан на детективную историю вполне изящно (не прет в глаза, как это часто бывает в западном кино), всё же настойчивость и логика такого пафоса совершенно непонятна: конечно, семья хочет, чтобы папа всегда был дома, проявлял чуткость и внимательность ко всем делам детей, но нужно быть совершенным недоумком, чтобы не понимать, что папа – полицейский, да еще главный инспектор, ведущий расследования серьезных преступлений, просто физически не может разорваться и удовлетворять все хотелки детей, добросовестно при этом выполняя свои непосредственные обязанности, за которые ему платят деньги на работе. Тем более, когда «детишкам» уже под тридцатник. Лично я в этой ситуации всегда на стороне «нечуткого» полицейского, которому общество и создатели фильма активно навязывают чувство вины.

История (в сериале) начинается под Рождество: дедушка везет внучка на елочную плантацию, чтобы срубить елочку. Однако под елочкой внезапно обнаруживается мумифицированный труп, бог знает, сколько месяцев пролежавший в неглубоком снегу. Вистинг и его команда прибывают, чтобы расследовать дело – и внезапно выясняется, что неизвестный человек, судя по одежде – американец. Рядом с телом обнаружены журналы и снятые с них отпечатки пальцев оказываются принадлежащими американскому маньяку, за которым весь ФБР гоняется не один год. Весь городок Ларвик в изумлении: в их глуши убит американец и никто даже не знает, кто он и откуда взялся здесь?!

-2

Полиция в замешательстве: кому принадлежит тело – последней жертве маньяка или ему самому? А тут еще по соседству с домом Вистинга умирает одинокий мужчина и его тело мумифицируется в холодном доме в течение четырех недель, потому что некому было обнаружить тело.

Узнав об этом случае, дочь Вистинга приезжает домой на рождественские праздники, получив задание от редакции – написать о проблеме одиночества на примере несчастного соседа. Девушка горячо берется за дело, которое, вполне возможно, связано с «американским» трупом.

Тем временем в Ларвик приезжают два агента ФБР, чтобы консультировать местную полицию по поводу маньяка. Кстати говоря, один из агентов – прекрасная Кэрри-Энн Мосс, незабываемая Тринити, очень мало изменившаяся, хотя первый сезон сериала о Вистинге снимали в 2018 году, то есть спустя почти 20 лет после первой «Матрицы».

Сериал вышел в телеэфир в 2019 году. Съемки заняли всего 150 дней, но стали самым дорогостоящим кинопроектом Норвегии. В основу сценария для первого сезона легли романы Йорна Лиера Хорста «Гончие псы» и «Пещерный человек».

Сценарии второго сезона писали по его же романам «Внутренняя тьма» и «Ночной человек»; третий сезон с теми же персонажами представляет собой оригинальный сценарий, а вот четвертый и пятый сезоны, выпущенные в эфир осенью прошлого года, снова являются экранизацией романа Хорста «Вопрос вины».

Как видим, кинопроект получился весьма успешный. В чем секрет?

Прежде всего, в знании материала автором. Ведь Йорн Лиер Хорст фактически пишет о себе самом, о собственном опыте. Ему пятьдесят пять лет; с 1995 по 2013, в течение восемнадцати лет он был инспектором полиции города Ларвик. Писательством занялся, уйдя в отставку.

Йорн Хорст, брутальный писатель
Йорн Хорст, брутальный писатель

Его знаменитый цикл о Вистинге был открыт дебютным романом «Ключевой свидетель» в 2004 году. С тех пор вышло больше десятка книг. Однако у нас перевели и выпустили только два (обоих сейчас нет в продаже), начав, как у нас любят, с конца. «Закрыто на зиму» - семнадцатый роман в серии, и – в традиционно плохом переводе от АСТ. Поэтому читательские отзывы на эту книгу довольно прохладные, что неудивительно.

Но сериал великолепен. То есть сами истории, сюжеты и персонажи, созданные Хорстом, по-настоящему хороши.

Вильям Вистинг завораживает своей нормальностью: в нем нет ничего сверхординарного. Он вдовец, но не пьет, не колется, не истерит; работу свою любит и к делу подходит ответственно; у него хорошие отношения с коллегами; он любит своих детей, тоже вполне нормальных и даже умных Томаса и Линэ, хотя, если уж желать идеала, они могли бы с бОльшим пониманием относиться к специфике профессии своего отца.

Вистинг не сумасшедший гений, испытывающий приступы озарения в погоне за маньяками; он не менталист, прости господи, и не ясновидящий. Он просто очень хороший аналитик с неплохой интуицией, профессионал. Свои чувства он предпочитает держать в узде, глубоко внутри, не позволяя себе расслабляться ни на минуту. Немногословный, преданный делу, во всем совершенно правильный мужик. Да, у него есть некоторые конфликты и проблемы с семьей – но даже у моих школьных подруг и соседей случаются и покруче. Никакого надрыва.

А то ведь мы уже привыкли к надрыву в детективах: он сейчас постоянно и у маньяков, и у следователей. Привыкли к обязательному ковырянию в их прошлом, непременно шарахнутом какими-то ужасными психическими травмами (как у маньяков, так и у следователей детство всегда тяжелое, даже странно, почему они, собственно, оказались по разные стороны, а не мочат людей направо и налево одной командой). Так что на этом фоне норма, нормальная полицейская работа кажутся чем-то свежим и необычным. Как ни странно, но именно нормальность Вистинга привлекает; она ничуть не скучна, зато ощущение полной достоверности и погружения в текучку полицейской работы затягивает так, что начинаешь жалеть, что сериал закончился. И это еще и триллер – без обилия крови и жестоких сцен, но временами он, безусловно, заставляет подрожать на нервяке.

И снято красиво: холодная скандинавская эстетика, отстраненные съемки сверху, детализация и голубовато-серая цветовая гамма – самое то, чтобы повествовать об ужасных убийствах. Чтобы одновременно и пугать, и оставлять у зрителя ощущение контроля над ситуацией.

Кроме романов о Вистинге, Хорст написал еще цикл о полицейском Александре Бликсе и новостном блогере Эмме Рамм. Кроме того, у него есть еще и детский проект – книги о детском детективном агентстве.

Обложки книг Йорна Хорста

Книги Хорста отмечены несколькими литературными премиями, он сейчас один из самых издаваемых и популярных норвежских авторов.

«Рокко Скьявоне»

При мысли об Италии большинство наших людей наверняка представляют себе виноградники и оливковые рощи, залитые солнцем, жару, выбеленные от зноя ступени римских палаццо… Так вот, ничего подобного. Не знаю, как вы, но я была искренне удивлена и не могла поверить, что сериал – итальянский. Потому что здесь показана совсем другая Италия: снег. Много-много снега. Холод. Мрачное низкое серое небо, метели, и почти такая же, как в скандинавском триллере, серо-голубая гамма.

Оказывается, это Пьемонт, горная область Италии, маленький (но красивый) город Аоста на склонах Альп. Как по мне – красота невероятная.

Телесериал, начатый в 2016 году, сегодня насчитывает 6 сезонов, в нем 24 серии – каждая представляет собой полноценный метр; одно дело расследуется две серии и присутствует сквозной сюжет, развивающий истории главного и нескольких второстепенных персонажей.

Сериал был снят по книгам Антонио Манзини.

В цикл об итальянском комиссаре Скьявоне входит, по сведениям из сети, шесть книг. Нашла названия четырех из них:

  • «Черная трасса»
  • «Холодная смерть»
  • «Не по сезону»
  • «Весенняя Уборка»

Ни одна у нас не переведена. Увы.

Информация об автора очень скудна и только из зарубежных источников: Антонио Манзини 61 год, он живет в Риме, актер, сценарист и литератор. На «Кинопоиске» можно посмотреть список фильмов и сериалов, к которым он писал сценарии – список довольно обширен и разнообразен по жанрам.

Антонио Манзини
Антонио Манзини

Попадаются в сети сведения о том, что Манзини был другом довольно известного в Италии сицилийского писателя Андреа Камилерри, автора произведений о полицейском комиссаре Монтальблано.

Все эти факты, разумеется, не имеют особого значения, кроме того, что, судя по всему, образы комиссара Скьявоне и его друзей имеют в основе альтер-эго самого автора и его близких.

Рокко Скьявоне, внешне во многом похожий на «викинга» Вистинга, внутренне – полная его противоположность. Но личность чертовски обаятельная. И даже то, что многие его черты уже можно считать штампом для полицейского нуара, ничуть не отталкивают. Наверное, потому, что они оттенены другими, очень привлекательными и не свойственными типичным брутально-нуарным одиночкам.

Итак, Рокко. Ему, как и Вистингу, за 50. Он, как и Вистинг, вдовец. И, хотя детей у него нет, его нельзя назвать «одиночкой» - у него есть трое закадычных друзей детства, связь с которыми для него прочнее и глубже любых кровных уз. Такую пламенную и верную дружбу можно наблюдать только у детей, а среди великовозрастных дяденек подобное редко встречается. Разве что в каких-то специальных обстоятельствах – на войне или в мафии.

Как вы наверняка понимаете, в данном случае имеет место второе. То есть не то чтобы Рокко – член мафии, но уличное прошлое четырех друзей их самих делает, по сути, мафией. В общем, они банда полублагородных разбойников, готовых преступить закон ради высокой цели: ради любви, восстановления справедливости, дружбы, защиты слабых. Но если на этом пути им выпадает случай поправить свои финансовые дела – они не откажутся.

В этом смысле Рокко – полная противоположность Вистингу: он курит (не только и не столько табак), пьет, у него постоянно проблемы и конфликты с начальством.

Рокко и его команда.
Рокко и его команда.

Свои полицейские обязанности Рокко выполняет как одаренный и очень умный ученик, который плохо учится в школе, потому что ему скучно на уроках и все, что он делает, он делает спустя рукава. Но в отдельные моменты, когда ему удается полностью сосредоточиться на задаче, всегда достигает успеха лучше и быстрее других.

Рокко очень умен и всегда видит то, чего не видят другие. Но он очень устал, и часто обозлен на то, с каким тупыми коллегами ему приходится вести дела. Однако даже этим болванам он найдет применение и сделает из них героев. Рокко – настоящий лидер, вокруг которого все крутится.

Ключ к ситуации в том, что Аоста – такое же непонятное и неизвестное для него место в Италии, как и для любого из нас (исключая знание итальянского). Рокко – житель Рима, в глухомань Аосты его сослали за проступки на прежнем месте службы, где он вступил в недопустимое противостояние с мафиози, который притворяется законопослушным гражданином.

Поэтому Рокко появляется перед зрителями в заваленных сугробами ледяных горах в легком осеннем пальтишке и модных кожаных туфлях на тонкой подошве, которые абсолютно не годятся, чтобы лазить в них по колено в снегу.

Вы не сразу поймете странных отношений Рокко с женщинами, его очевидную любовь и привязанность к Марине, которая каждый раз где-то ждет его, пока он крутит какие-то небрежные романы с другими женщинами. Небрежные, потому что интерес к престарелому обаяшке проявляют, в основном, они, но он при этом отнюдь не сопротивляется. Понять, что к чему, можно будет, примерно, к концу первого сезона, когда Марина начнет возникать в таких странных местах и так неожиданно, что…

Да, да, не буду спойлерить. Но Рокко очень трогателен в своей глубокой преданности к любимой женщине, друзьям. За эту пламенную верность ему можно многое простить. Да и прощать, собственно, нечего: да, он грубоват, расхлябан, сварлив, преступает закон. Но он честен, справедлив (иногда даже жесток в своей справедливости), умен и остроумен.

Первое дело Рокко в Аосте начинается с того, что снегоуборочная машина на заснеженном склоне горнолыжного курорта Шамполюк раздавливает по пути тело неизвестного. В лепешку. Сразу становится понятно, что человек был мертв до того, как на него наехала огромная машина, но случилось это совсем недавно. И все же, из-за того, что тело фактически было превращено в фарш (нет, «мясных» кадров здесь не будет), установить личность жертвы удается не сразу.

Две серии уйдут на то, чтобы раскрыть дело. Потом будет новое расследование. Но сериал держит не столько детективными загадками (они, по большей части, довольно просты), но самой криминальной драмой взаимоотношений Рокко и его друзей, его женщин, его врагов, а так же историями жизни окружающих его людей. Иными словами, сквозной сюжет – история самого Рокко – в высшей степени драматичный и захватывающий. В сериале немало юмора, страстных любовных сцен (но не слишком много), отличная музыка и великолепные картины природы: горы, снег, альпийские шале.

Рекомендую.

Кадр из сериала "Рокко Скьявоне"
Кадр из сериала "Рокко Скьявоне"