Найти в Дзене
Заметки Инсайдера

Десять самых увлекательных эпизодов сериала "Коломбо", которые вам обязательно стоит посмотреть

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера". Сериал "Коломбо", придуманный Ричардом Левинсоном и Уильямом Линком, стал настоящим прорывом в телевизионном формате. Вдохновлённый театральными пьесами (и сорвавшейся идеей заполучить Бинга Кросби на главную роль), сериал начал свой путь с двух пилотных эпизодов, вышедших в 1968 и 1971 годах. Он совершил революцию в детективном жанре, представляя зрителям убийцу в самом начале каждой серии, что было совершенно нетипично. Затем Коломбо методично находил слабые места в алиби каждого подозреваемого и в финале предъявлял неопровержимые доказательства вины преступника. Это напоминало классический стиль Агаты Кристи, где личность убийцы становилась известна лишь в самом конце повествования. Однако не все эпизоды сериала одинаково хороши, и со временем в "Коломбо" появились некоторые несостыковки, упрощения и спорные логические заключения. Несмотря на огрехи, предлагаю вашему вниманию подборку из десяти самых увлекательн
Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

Сериал "Коломбо", придуманный Ричардом Левинсоном и Уильямом Линком, стал настоящим прорывом в телевизионном формате.

Вдохновлённый театральными пьесами (и сорвавшейся идеей заполучить Бинга Кросби на главную роль), сериал начал свой путь с двух пилотных эпизодов, вышедших в 1968 и 1971 годах. Он совершил революцию в детективном жанре, представляя зрителям убийцу в самом начале каждой серии, что было совершенно нетипично.

Затем Коломбо методично находил слабые места в алиби каждого подозреваемого и в финале предъявлял неопровержимые доказательства вины преступника. Это напоминало классический стиль Агаты Кристи, где личность убийцы становилась известна лишь в самом конце повествования.

Однако не все эпизоды сериала одинаково хороши, и со временем в "Коломбо" появились некоторые несостыковки, упрощения и спорные логические заключения.

Несмотря на огрехи, предлагаю вашему вниманию подборку из десяти самых увлекательных эпизодов этого культового сериала.

Синица в руках

-2

В этом мини-фильме 1992 года, отошедшем от классической структуры "Коломбо", зритель большую часть времени наблюдает за Гарольдом Маккейном (в исполнении Грега Эвигана), планирующим убийство своего дяди, владельца футбольного клуба, известного как Большой Фред (Стив Форрест), с помощью взрывчатки, заложенной в автомобиль.

Неожиданно Большой Фред становится жертвой наезда — водитель скрывается с места преступления. Гарольд пытается обезвредить бомбу, но она детонирует, когда садовник семьи Маккейн пытается перепарковать "Роллс-Ройс" Большого Фреда.

Приблизительно в середине эпизода Гарольд обнаруживает, что за рулём грузовика садовника, сбившего его дядю, находилась Долорес (Тайн Дэйли), жена Большого Фреда, и начинает её шантажировать. В результате Долорес лишает жизни и Гарольда, прежде чем Коломбо предъявляет ей обвинения в обоих преступлениях.

Помимо новаторского подхода к формату сериала, этот эпизод выделяется блестящей игрой Тайн Дэйли, чья Долорес, изначально кажущаяся поверхностной женой Большого Фреда, после его кончины раскрывается как хитроумная манипуляторша, использующая притворное пьянство для маскировки своих злодеяний.

Её финальная фраза, обращённая к ошеломлённому адвокату, наблюдающему за тем, как Коломбо представляет доказательства её вины, заслуженно считается одной из самых запоминающихся в сериале:

Благодарю вас, Берти. Не представляю, что бы я без вас делала!

Осторожно: убийство может быть опасным для вашего здоровья

-3

После роли в "Крёстном отце 3" Джордж Хэмилтон, ранее уже снимавшийся в "Коломбо" (он играл злодея в "Горе от ума" в 1975-м), предстал в образе Уэйда Андерса, популярного ведущего криминальной телепередачи. Став жертвой шантажа со стороны коллеги, питающего к нему недобрые чувства (эту роль исполнил Питер Хэскелл, в том же году засветившийся в фильме ужасов о Чаки), Андерс разрабатывает план убийства с помощью отравленной сигареты.

Примечательно, что данный эпизод "Коломбо" акцентирует внимание на закулисье медиабизнеса и содержит культурные отсылки к периоду конца 80-х – начала 90-х годов, что отличает поздние серии от оригинального сериала 70-х.

Эффектным моментом является столкновение старенького "Пежо 403" лейтенанта Коломбо с роскошным "Мерседесом-Бенцем" Андерса. Разгневанный Андерс, осматривая повреждения, с сарказмом интересуется, глядя на видавший виды "Пежо": "Это ведь не случайность, правда?"

Улики, изобличающие Андерса, перекликаются с ключевым элементом из "Окна во двор" Хичкока 1954 года, подчёркивая уважение создателей сериала к классике кинематографа.

Закон Коломбо

-4

В эпизоде 1997 года "Закон Коломбо", являющемся одним из смелых экспериментов позднего периода "Коломбо", отходящих от привычного формата, Кэтлин Калверт (в исполнении Шеры Данезе, супруги Питера Фалька) и её любовник, судебный эксперт Патрик Кинсли (Дэвид Раше), разрабатывают план убийства властного мужа Кэтлин, Клиффорда Калверта (Барри Корбин). Для этого они решают подставить под удар невиновного, находящегося в судебном конфликте с Клиффордом.

Их расчёт прост: смерть постороннего должна отвести подозрения от Кэтлин, поскольку жертвой станет не её муж.

Одной из примечательных черт эпизода является игра Барри Корбина, создавшего образ шумного, но неожиданно привлекательного Клиффорда. Зритель понимает мотивы Кэтлин избавиться от него, однако персонаж Корбина оказывается слишком комичным, чтобы вызывать неприязнь. Ирония заключается в том, что в финале Клиффорд, сам того не желая, способствует реализации плана Кэтлин, когда её первоначальный замысел рушится.

Другой интересной деталью эпизода является углублённое исследование интуиции Коломбо, его уникальной способности разгадывать человеческие слабости, что играет решающую роль в изобличении Кэтлин и Патрика. Менее правдоподобным выглядит то, как быстро убийцы начинают перекладывать вину друг на друга, услышав лишь пару фраз от Коломбо.

Тем не менее, это почти безупречный эпизод!

Старый портвейн

-5

Дональда Плезенса чаще воспринимали как актёра второго плана, нежели как звезду, однако нельзя отрицать его полную самоотдачу каждой роли.

Через пять лет после роли доктора Лумиса в "Хэллоуине" Джона Карпентера, Плезенс воплощает Адриана Карсини, одержимого управляющего британской винодельней в Италии, убивающего брата Энрико из-за угрозы продажи винодельни конкурентам.

Замыслив безумный план — выдать себя за потенциального покупателя из Нью-Йорка, пока Энрико якобы утонул у берегов Лос-Анджелеса, — Адриан совершает фатальную ошибку, которая лишает его свободы, винодельни и ценной коллекции старинных вин.

Этот эпизод кажется несколько притянутым за уши в плане развязки. Зачем управляющему выбрасывать испорченные бутылки со скалы, когда на винодельне наверняка есть более незаметные способы утилизации? Тем не менее, эпизод удался благодаря очевидной химии между Питером Фальком и Дональдом Плезенсом. Карсини и Коломбо проникаются взаимной симпатией за бокалом вина, что играет важную роль в финале. Коломбо, испытывая сочувствие к Адриану, даже покупает ему десертное вино, выражая сожаление о необходимости ареста.

После просмотра эпизода остаётся ощущение, что, несмотря на недостатки, вы увидели нечто выдающееся.

В эпизоде также появляется Джули Харрис (знаменитая по фильму "Призрак дома на холме" 1963 года) в роли Карен Филдинг, секретарши, тайно обожающей Адриана и постепенно манипулирующей им.

Жертва красоты

-6

Вера Майлз, актриса, часто остающаяся в тени, но особенно известная по роли Лайлы, сестры Мэрион Крэйн, в классическом триллере Альфреда Хичкока "Психо" (1960), в этот раз воплощает образ Вивеки Скотт.

Она – владелица косметической империи Beauty Mark, находящейся на грани краха. Представьте её восторг, когда ведущий химик создает чудодейственный крем "Miracle", буквально стирающий морщины, и её ярость, когда формулу похищает её бывший возлюбленный Карл Лессинг (в исполнении Мартина Шина). В порыве гнева, убив Лессинга и вернув формулу, Вивека вступает в отчаянную борьбу со временем, чтобы спасти компанию и перехитрить Коломбо, если, конечно, ей это удастся.

Одним из самых ярких моментов эпизода является небольшое, но эффектное появление легенды хоррора Винсента Прайса в роли Дэвида Лэнга, заклятого врага Вивеки. Майлз и Прайс обмениваются колкими репликами, а затем Прайс участвует в забавной сцене с Питером Фальком, прежде чем навсегда исчезнуть из сюжета. Это интересная возможность увидеть Прайса в новом амплуа, и жаль, что он не вернулся в сериал в роли убийцы.

Примечательно, что этот эпизод снял Жанно Шварц, впоследствии режиссёр блокбастера "Челюсти 2" (1978). Шварц мастерски использует сюжетный отвлекающий манёвр: Коломбо ошибочно полагает, что заразился ядовитым плющом, а Вивека боится, что зуд, который они оба испытывают, вызван тем самым кремом для лица, необходимым ей для спасения компании.

Полиция преследует её по пятам, и в тщетной попытке сохранить свободу Вивека вынуждена выбросить последний контейнер "Miracle" из окна в море, навсегда потеряв формулу. Она осознаёт, что все её усилия, включая два убийства, были напрасны.

Убийство по книге

-7

Первый эпизод сериала "Коломбо", если не считать пилотные выпуски, а именно "Убийство по книге" (1971), интересен тем, что стал одним из ранних проектов, срежиссированных Стивеном Спилбергом.

В этом захватывающем эпизоде мы видим, как Кен Франклин (в исполнении Джека Кэссиди, отца Дэвида Кэссиди) совершает убийство своего соавтора, Джима Ферриса (Мартин Милнер), с целью получения страховой выплаты. Они якобы вместе работали над серией детективных романов в стиле Агаты Кристи, однако фактически Феррис был автором, а Франклин занимался исключительно продвижением и продажей книг.

Феррис, уставший от непосильной работы и мечтающий о самостоятельной карьере, становится жертвой алчного Франклина, ведущего гедонистический образ жизни и остро нуждающегося в деньгах. Изощрённость убийства, как и во многих сериях "Коломбо", поражает: Франклин увозит Ферриса в его загородный дом, где совершает убийство, а затем перевозит тело обратно в Лос-Анджелес, чтобы инсценировать гангстерскую разборку. Однако с этого момента безупречный план Франклина начинает давать трещину, и его разоблачение становится лишь вопросом времени.

Музыка Билли Голденберга, написанная для нескольких оригинальных эпизодов, в данном случае строится вокруг тревожного и запоминающегося звука печатной машинки, что делает е` центральной темой. Спилберг и Голденберг позже сотрудничали над телевизионным фильмом "Дуэль", который вышел в том же году, что и этот эпизод.

Барбара Колби также появляется в роли яркой Лилли Ла Санки, владелицы круглосуточного магазина, которая явно неравнодушна к Франклину. Трагическая гибель Колби, застреленной вместе с коллегой несколько лет спустя, делает её роль в сериале особенно печальной.

Также стоит отметить Розмари Форсайт, исполнившую роль Джоанны, вдовы Ферриса, которая вызвала искреннее сочувствие у Коломбо.

Смерть в оранжерее

-8

На начальном этапе своего существования сериал "Коломбо" выделялся благодаря контрактам с Universal, позволявшим привлекать к участию знаменитостей. Рэй Милланд был одной из таких звёзд. Он сыграл не только роль супруга жертвы в эпизоде "Смерть протягивает руку" первого сезона, но и убийцу в серии "Смерть в оранжерее" второго сезона.

Его второе появление, возможно, получилось более ярким, хотя оба выступления были на высоте.

В роли Джарвиса Гудленда, ворчливого пожилого бизнесмена, увлечённого орхидеями, Милланд (в парике) вместе с племянником Тони (которого играет Брэдфорд Диллман) разрабатывает план инсценировки похищения Тони с целью получения выкупа из его трастового фонда.

И эти орхидеи стоят немалых денег!

Тони не подозревает, что план включает и его убийство, которое Джарвис намерен свалить на неверную жену Тони, Кэти (Сандра Смит).

Милланд блистает в роли гротескного Джарвиса Гудленда, чьи колкости в адрес Коломбо вызывают смех ("Я должен был убедиться, что за нами не следит этот полицейский-неандерталец!"). Рэй Милланд и Брэдфорд Диллман позже вновь сыграют вместе (и снова в роли родственников) в фильме "Золото" с Роджером Муром, спустя два года после этого эпизода "Коломбо".

В этом эпизоде также появляется сержант Фредерик Уилсон в исполнении Боба Диши, ставший одним из самых запоминающихся коллег Коломбо. Диши вернулся к этой роли четыре года спустя, в эпизоде 1976 года "Смертельный номер" (где его персонаж, как ни странно, назван сержантом Джоном Дж. Уилсоном), но здесь он был гораздо более убедителен. Он демонстрирует Коломбо множество гаджетов для раскрытия преступлений, к которым лейтенант не проявляет особого интереса.

Уилсон в исполнении Диши также невольно становится причиной одной из лучших комических оплошностей в сериале, которая была настолько хороша, что её оставили в финальной версии. Обнаружив разбившийся "Ягуар E-Type" Тони у подножия скалы, Уилсон ведёт Коломбо по самому быстрому (и крутому) спуску, после чего лейтенант теряет равновесие и скатывается вниз. Герой Питера Фалька не придаёт этому значения, замечая, что "это, пожалуй, самый быстрый способ спуститься".

Здесь также впервые появляется Арлин Мартел в роли бывшей секретарши Тони Гудленда и его предполагаемой любовницы Глории Уэст. В последующем сезоне она сыграла Таню Бейкер в "Двойной экспозиции" и соблазнительную продавщицу в эпизоде 1974 года "Настоящий друг".

План убийства

-9

Когда Питер Фальк принял предложение Universal воплотить образ лейтенанта Коломбо, он выдвинул условие: ему должна быть предоставлена возможность режиссировать отдельные эпизоды. Согласно слухам, в первом сезоне он выражал крайнее недовольство отказом в режиссуре, вплоть до угроз покинуть проект.

Понимая рейтинговый потенциал сериала, Universal опасалась делегировать творческий контроль ведущему актёру, но и терять его не хотела. В качестве компромисса, чтобы угодить Фальку и не навредить своим интересам, ему доверили режиссуру одного из самых сложных в техническом плане эпизодов.

В центре сюжета – успешный архитектор Эллиот Маркхам (Патрик О’Нил), положивший глаз на Дженнифер Уильямсон (Памела Остин), молодую жену богатого техасского бизнесмена Бо Уильямсона (Форрест Такер). Когда Бо узнаёт о планах Маркхама построить Уильямсон-Сити на его деньги, он приходит в ярость, и Маркхам избавляется от него, инсценируя отъезд. Однако бывшая жена Бо, Голди (Дженис Пейдж), не верит в это, как и лейтенант Коломбо, ведущий расследование. Их внимание привлекает фундамент нового небоскрёба, возводимого Маркхамом в Сенчури-Сити.

Эпизод "План убийства" стал для Фалька настоящим испытанием, учитывая необходимость работы на множестве локаций, в основном на действующей стройке. Это требовало быстрой, эффективной и точной съёмки, так как после возобновления работ пересъёмки были бы невозможны. Решение Universal о назначении Фалька режиссёром можно расценивать двояко.

Нельзя отрицать, что это привело к созданию выдающегося эпизода, украшенного великолепной игрой Форреста Такера и Дженис Пейдж. Фальк также создаёт напряжение в сцене, где Маркхам, везущий тело Бо в багажнике машины на стройку, прокалывает шину и сталкивается с дорожным полицейским. К сожалению, Фальк больше не режиссировал эпизоды сериала "Коломбо".

Позже Патрик О’Нил сыграл второстепенную роль руководителя телеканала в эпизоде "Идеальное преступление" (1978).

Попробуй, поймай меня

-10

Авторы "Коломбо", несомненно, испытывали слабость к детективной литературе. Это вполне объяснимо, учитывая, что создатели сериала позже подарили миру "Она написала убийство" — проект, который в значительной степени заменил "Коломбо" на телеэкранах на протяжении 80-х и последующих лет.

В вольной интерпретации эпизода "Старый портвейн" (почему, догадайтесь), Эбигейл Митчелл, блестяще сыгранная обладательницей "Оскара" Рут Гордон, предстаёт перед нами как одна из самых известных и успешных авторов детективных романов, явно вдохновлённая творчеством Агаты Кристи. Однако у неё есть проблема – племянник мужа, Эдмунд Гэлвин, которого она подозревает в убийстве своей любимой племянницы и который стремится завладеть её состоянием. Заперев Эдмунда в сейфе, Эбигейл улетает в Нью-Йорк. Тем временем секретарша Вероника обнаруживает Эдмунда в сейфе мёртвым, задушенным. Все склоняются к версии, что Эдмунд пытался ограбить тётю и случайно оказался запертым, но Вероника, как и Коломбо, сомневается в этой версии.

Особую прелесть этому эпизоду придаёт великолепная игра Питера Фалька и Рут Гордон. На протяжении большей части серии между Коломбо и Эбигейл существует некое дружеское противостояние, а в какой-то момент она даже парирует его фирменной фразой "ещё кое-что". Серия также содержит несколько мрачных сцен, демонстрирующих ход мыслей Коломбо. Однако самой трогательной является финальная сцена, когда Коломбо раскрывает недостатки в плане Эбигейл и вынужден её арестовать. Эбигейл не испытывает раскаяния в убийстве Эдмунда, но отмечает, что если бы Коломбо расследовал исчезновение её племянницы, то убийства Эдмунда могло бы и не произойти.

Это, возможно, самый лучший комплимент, который когда-либо получал Коломбо, особенно от убийцы.

Интересно отметить, что Мэриетт Хартли ранее появлялась в эпизоде 1974 года "Роман без окончания" в роли эксперта по издательскому делу Эйлин Макрей.

Выкуп за мертвеца

-11

Первая попытка "Коломбо" в 1968 году с эпизодом "Рецепт убийства" оказалась не совсем удачной. Эпизод был перегружен деталями, не выделялся ничем особенным и, что самое важное, образ лейтенанта Коломбо не был убедительным.

Однако в 1971 году второй пилотный эпизод, "Выкуп за мертвеца", стал прорывом для сериала. Запоминающиеся визуальные решения, узнаваемая музыкальная тема Билли Голденберга и, конечно же, небрежный и кажущийся рассеянным лейтенант Коломбо сделали своё дело.

Парадоксально, но оба пилотных эпизода были сняты режиссёром Ричардом Ирвингом, а роль Коломбо исполнил тот же Питер Фальк.

В центре сюжета — властная и успешная адвокатесса Лесли Уильямс, которую играет Ли Грант. Ей наскучил её муж, тоже адвокат, который посмел ей перечить. Желая получить его деньги, она решается на убийство. Спрятав тело в укромном месте, она инсценирует похищение, чтобы обмануть ФБР, но её план рушится, когда за дело берётся лейтенант Коломбо. Кроме того, ей мешает падчерица Маргарет.

"Выкуп за мертвеца" стал первой серией, где лейтенант Коломбо предстаёт перед нами в привычном образе. Именно это преображение сделало его персонажем, которого мы помним и любим.

Интересно, что на протяжении сериала мы многое узнаём о его семье, но ни разу не видим её, и остаётся загадкой, говорит ли Коломбо правду относительно своих близких.

В эпизоде также присутствуют впечатляющие воздушные сцены, снятые с размахом, достойным полноценного фильма, но они не отвлекают от детективной составляющей и эмоционального напряжения, присущих сериалу.

И ещё одна интересная деталь: именно в этом эпизоде впервые появляется любимое заведение Коломбо — закусочная Barney's Beanery, где подают чили.

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу о самых увлекательных эпизодах "Доктора Кто".

Я создал второй канал — "Лунный Буржуй", где теперь на регулярной основе размещаю статьи о космосе во всех его проявлениях: исследования, реальные полёты, встречи с пришельцами, фантастические миры и так далее. Также планирую писать о паранормальных явлениях и известных серийных убийцах. Подписывайтесь, будет интересно.

Возможно, вас также заинтересует:

До новых встреч!