Найти в Дзене
Записки Патриота

Обучение: интересный вопрос

Время от времени я вступаю в дискуссии с действующими педагогами и просто неравнодушными к будущему нашей страны людьми. И на днях мне задали интересный вопрос: Раз «доказать» не атомарное действие, требующее ряда более «мелких» навыков, почему бы не тренировать эти более «мелкие» навыки отдельно, а когда они все будут сформированы, тренировать более общий - доказательство? Действительно, зачастую оправдана стратегия «разбить при изучении сложный навык на части». И для этого существует две причины. Во-первых, часть тренируется существенно быстрее чем целое. Во-вторых, при концентрации на какой-то части, учащийся понимает, что его успехи или провалы связаны именно с изучаемой частью. А не с другими частями составного навыка. То есть исключаются случаи, когда учащийся, при попытке выполнить составной навык, терпит неудачу – но не из-за тренируемого навыка-части, а в других частях. Однако, эта стратегия работает не всегда. Для ее успешного применения нужен ряд условий. Ученик должен быть
Оглавление

Время от времени я вступаю в дискуссии с действующими педагогами и просто неравнодушными к будущему нашей страны людьми. И на днях мне задали интересный вопрос:

Раз «доказать» не атомарное действие, требующее ряда более «мелких» навыков, почему бы не тренировать эти более «мелкие» навыки отдельно, а когда они все будут сформированы, тренировать более общий - доказательство?

Действительно, зачастую оправдана стратегия «разбить при изучении сложный навык на части». И для этого существует две причины. Во-первых, часть тренируется существенно быстрее чем целое.

Современная школа? Или древние традиции?
Современная школа? Или древние традиции?

Во-вторых, при концентрации на какой-то части, учащийся понимает, что его успехи или провалы связаны именно с изучаемой частью. А не с другими частями составного навыка. То есть исключаются случаи, когда учащийся, при попытке выполнить составной навык, терпит неудачу – но не из-за тренируемого навыка-части, а в других частях.

Необходимые условия

Однако, эта стратегия работает не всегда. Для ее успешного применения нужен ряд условий.

Осознанность

Ученик должен быть осведомлен о существовании этого навыка. Более того, ученик должен осознавать – когда он применяет этот навык. В противном случае он лишается главного преимущества стратегии «тренировки по частям».

Действительно, если ученик не понимает в момент тренировки навыка, что он тренирует его – он не может ни оценить успешность применения этого навыка, ни требуемых изменений в исполнении навыка.

Воспроизводимость

Подавляющее число навыков тренируется последовательными попытками выполнить некое действие. Ученик может поднимать гантели годами, тренируя силу. Многие навыки из пула «быстрого разума» тоже можно тренировать на фиксированном наборе тренировочных примеров.

[На всякий случай напомню – «редукция» название для навыка, позволяющего заменить длинную цепочку рассуждений или вычислений - на ассоциацию начала цепочки с ее концом.]

Однако некоторые навыки «ломают» тренировочные примеры. Примером такого навыка является «редукция». Как только редукция выполнена, например для замены «2*3 = 2 + 2 +2 = 6» на «2*3 = 6», разум будет сразу будет использовать ассоциация. Процесса именно создания ассоциации – не будет.

Внешняя оценка

Ученик рассматривается мной как «серый ящик» - то есть часть его параметров на практике напрямую не наблюдаема. Обычно это связано или с тем, что тестирование этих параметров требует больше ресурсов, чем дает пользы.

В качестве примера можно привести тестирование на объем внимания или кратковременной памяти. Можно проводить инвазивные тестирование - например с введением стеклянных электродов в мозг. Однако это дорого, долго и несет угрозу здоровью тестируемых.

Можно проводить тестирование специализированными психологическими тестами. Это просто долго. К тому же погрешности этих тестов достаточно высоки или имеет определенные особенности – например тестирование кратковременной память именно на числа.

Вывод

В случае, если разложение «сложного» навыка на более простые навыки не удовлетворяет трем критериям – осознанности, воспроизводимости и доступности внешней оценки – имеет смысл рассмотреть обучение сложному навыку без разбиения. Так как ресурсоемкость обучения (время, деньги, специалисты) комплексному навыку будет ниже, чем обучение «по частям»

Или же оценивать успешность освоения навыков-«частей» как скрытые параметры, вычисляемые на основе прямого тестирования комплексных навыков.