До старта нового учебного года – меньше двух недель, а значит, очень скоро в повседневную жизнь российских учителей, школьников и родителей вернутся домашние задания. А вместе с ними вернутся слезы и бессонные ночи, дедлайны и походы по репетиторам, стресс и бесконечные поиски верных ответов.
Неудивительно, что предложения об отмене «домашек» с каждым годом звучат все громче. Например, не так давно в своем ТГ-канале эту тему поднял председатель Госдумы Вячеслав Володин. К дискуссии присоединились тысячи людей по всей России. О плюсах и минусах отмены домашних заданий мы поговорили с заместителем директора Института образования и социальных наук Ириной Михайловой и доцентом кафедры образовательных технологий ПсковГУ Натальей Шлат.
Pro et Contra
Прежде всего стоит взвесить все за и против инициативы по отмене домашних заданий. По словам Натальи Шлат, в числе плюсов такого решения – увеличение свободных часов у школьников и возможность посвятить время хобби, спорту, общению с друзьями, а также преодоление стресса и перегрузки у детей, особенно в старших классах, где объём заданий нередко приводит к хронической усталости. Вероятно, отмена домашних заданий будет препятствовать формализму. Не секрет, что, например, в начальной школе задания, связанные с разработкой и презентацией проекта, зачастую выполняются родителями при минимальном участии в данном процессе самого ученика. Наконец, домашние задания в случае их отсутствия перестанут быть «красной тряпкой» в конфликтах между детьми и родителями.
Вместе с тем есть и целый ряд минусов, к которым может привести отмена. Прежде всего, как отмечает эксперт, домашние задания дают детям возможность самостоятельного осмысления и усвоения знаний. А еще в процессе взаимодействия ребенка и оказывающих помощь родителей формируется позитивный опыт поддерживающих отношений – соответственно, у школьника развивается эмпатия, уверенность в своих силах, коммуникабельность.
С коллегой согласна Ирина Михайлова. «Выполнение домашних заданий имеет функцию не только образовательную, но и воспитательную, – подчеркивает преподаватель ПсковГУ. – Готовясь к урокам, ребенок учится самостоятельности. Если, конечно, мы исключаем две опасности. Первая – когда родители делают уроки за детей. Вторая – когда школьник использует сборники с готовыми решениями и переписывает их без понимания того, что делает: это способствует еще и тому, что у ребенка не формируется критическое мышление».
Задание на завтра
Как кандидат педагогических наук и мама третьеклашки, Наталья Шлат уверена: домашние задания необходимы, поскольку в процессе их выполнения не только совершенствуется самоорганизация и самодисциплина, но также формируется понимание важности и необходимости труда в жизни человека, умение делать выбор.
«С этими навыками ребенок вступает во взрослую жизнь, а их недооценка приводит к инфантилизации личности, дезадаптации в условиях профессиональной деятельности», – поясняет эксперт. И добавляет, что есть немало примеров успешного опыта по минимизации учебной нагрузки школьников в части домашнего задания, особенно в начальной школе.
«Но эффективные практики требуют детального изучения и экспертной оценки, – напоминает Наталья Шлат. – Поэтому не стоит форсировать события по отмене домашнего задания – важно прислушаться к мнению как педагогического сообщества, так и детско-родительской общественности».
«Знания, пройденные на уроках в школе, нужно закреплять дома, – убеждена Ирина Михайлова. – Это дисциплинирует, формирует ответственность. А вот объем домашних заданий может быть уменьшен».
Резюмируя свою позицию, Наталья Шлат цитирует мнение доктора психологических наук Ильи Слободчикова о том, что перегрузка детей связана не с объемом домашнего задания, а с «перенасыщением информационного пространства… всякой чепухой… Если ребенок много сидит в социальных сетях, играет в компьютерные игры – и это для него является замещением нормального общения и взаимодействия, то отмени домашнее задание, назначь три домашних задания – ничего не изменится».
Добавим, что заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко заявил, что отмена домашнего задания в российских школах пока невозможна, так как для этого необходимо будет поменять систему образования. «Но над этим надо работать, потому что это тоже нагрузка на ребенка. Может, когда-то в этом поможет искусственный интеллект, но это все дело будущего», – сказал он в ходе пресс-конференции в Москве.