Найти в Дзене
Осенило

Образование без рутины: Как ИИ вернёт педагогу уважение и время

Оглавление

Когда вы учились в школе, у вас наверняка были проблемы, например, с теоремой Виета. И вариантов у вас в таком случае было немного. Либо снова и снова читать один и тот же учебник, либо ждать следующего урока математики, чтобы спросить учителя. У сегодняшних детей есть возможность обратиться к ChatGPT, DeepSeek, Grok или другому AI-ассистенту. Он терпеливо выслушает и доходчиво и компетентно объяснит все подробности проблемной темы. Пока школьник не “прозреет”, технологичный помощник будет ему объяснять материал снова и снова, придумывая новые примеры и аналогии. Он не устанет, не будет раздражён, не будет повышать голос или говорить ученику, что тот глупый. Он полностью раскроет тему, даже если придётся предварительно спуститься к материалу двухгодичной давности.

Но роль таких помощников выходит далеко за рамки простого объяснения проблемной темы. Он сможет проверить контрольную работу, не просто поставив тройку или любую другую оценку, но и полностью раскрыв, в чём именно заключается ошибка, посоветует материалы, которые помогут наверстать упущенное, а также внятно пояснит, какой ответ верный и почему. Это уже настоящий процесс обучения, направленный не только на констатацию пробелов в знаниях, но и на их устранение. Индивидуальный, в любое доступное ученику время.

Индивидуальный подход

Особенно впечатляет то, что искусственный интеллект может формулировать для каждого ученика задачи в новых трактовках. Если ученик увлекается футболом, то условия задачи могут быть переписаны под футбол. Если в увлечениях танцы - про танцы. Особенно продвинутым ученикам можно предложить задачи посложнее. Отстающим - попроще. В итоге обязательный материал будет усвоен всеми. А те ученики, которые показывают выдающиеся результаты, будут решать сложные задачи и отмечаться, как склонные к математике или литературе. Это раскрывает гигантские возможности к интеллектуальному развитию детей. Всё это не заставляет детей изнемогать от напряжения, но делает обучение интересным и создающим достаточный вызов, чтобы не быть скучным, и в меру сложным, чтобы быть по силам.

Учитель - наставник

Что же в этот момент происходит с учителем? Он не только освобождается от львиной доли рутины, которая заключалась в формировании самых разных отчётов, документов, планов развития, проверке домашних заданий и повторения одного и того же материала, но и становится настоящим педагогом, задача которого заключается в наставничестве, воспитании, обучении выстраиванию социальных связей. Он может разрешать межличностные конфликты, помогать решать нетиповые задачи, которые не под силу ИИ, быть голосом разума и авторитетом. Он может посоветовать, куда пойти учиться после школы, на что обратить внимание при выборе будущей профессии, рассказать о тонких моментах математики, русского языка и литературы, курьёзах в науке и так далее. Сделать процесс обучения более доступным, интересным, связанным с жизнью.

Конечно, доступность инструментов, основанных на искусственном интеллекте, позволяет решать контрольные, не напрягая собственный мозг. Но это уже случилось. И именно задачей учителя будет найти способы убедиться, что знания ученика соответствуют тому, что показывает система. Например, обращать внимание на процесс решения, а не на ответ. Многие проблемы ещё неизвестны. И именно задачей гибкого интеллекта человека будет их решение. Работа учителя становится более уважаемой, интеллектуальной и менее рутинной, что привлечёт в неё думающих людей. Это особенно важно в наше время, когда нехватка учителей особенно остра. Мы не только разгружаем действующих педагогов, но и привлекаем в профессию новых людей.

Синтез лучшего от людей и ИИ

А между тем вся информация об успехах каждого ученика будет доступна в базах данных. Будет понятно, какие предметы и темы являются проблемными у конкретного ученика. Каждому ученику можно регулярно давать опросники, которые будут напоминать о темах, что стоит подтянуть. По результатам можно направлять детей на дополнительные занятия или наоборот освобождать от части, перенаправляя усилия ученика туда, где он может показать выдающиеся результаты. Всё это требует дополнительных исследований и анализа, которым и будут заниматься учителя и другие сотрудники образовательной сферы. У педагога появляется время, которое можно уделить ученику, а не бюрократии. И это нам предлагает симбиоз современных технологий и человеческого опыта.

Риски и возможности

Внедрение искусственного интеллекта в обучении, конечно, сопряжено с некоторыми рисками. Есть даже исследования, которые показывают снижение внимания и вовлечённости людей, которые используют AI-ассистенты. Но их не удастся запретить. Обычные решебники никогда не были разрешены, но ими пользовались, не обращая внимание на запрет. Потому ключевой задачей является не ограничение возможности использования новых технологий, а возможность извлечь из них максимум пользы.