Найти в Дзене

Очередной целью «русских хакеров» могли стать секретные данные тайных осведомителей в США. Но стало ли это темой саммита на Аляске?

Охота на «кооператоров»

За несколько дней до того, как Дональд Трамп слетал на Аляску, в американской печати появились сообщения о том, что иностранные хакеры взломали файловые системы федеральных судов США и получили доступ к секретным данным, в частности, к именам тайных осведомителей, на языке судейских именуемых «кооператорами», поскольку они сотрудничают со следствием.

По сведениям прессы, взлом, имевший место в начале лета, был делом рук российских хакеров, впервые взломавших те же системы летом 2020 года.

В этом году пострадали лишь некоторые из 94 окружных федеральных судов страны, в которой имеются еще 13 федеральных апелляционных судов и один Верховный.

Файловая система федеральных судов США состоит из двух компонентов. Первый называется Case Management/Electronic Case Files (CM/EFC). Он предназначен для юристов, которые сгружают в него судебные документы и потом ими пользуются. Публичного доступа к этой базе нет.

Второй — это «Пейсер» (Pacer), на который раньше мог подписаться кто угодно хоть из Москвы, но в свете последних взломов некоторые федеральные суды от греха изолировали свой «Пейсер» от заграницы.

«Пейсер» дает своему подписчику доступ ко всем открытым документам, которые загружают в судебную базу данных защитники, прокуроры и судьи. На данный момент обе базы содержат около миллиарда документов.

До последнего времени в «Пейсер» загружали и секретные документы, содержавшие имена тайных осведомителей, свидетелей обвинения и потерпевших, финансовые и личные данные, не подлежащие оглашению, ордера на готовящиеся аресты и обыски и обвинительные заключения по грядущим делам. Подписчики доступа к ним не имеют. По данным прессы, взломщики «Пейсера» больше всего интересовались именно секретным его разделом.

«Нью-Йорк таймс» писала в прошлую среду, что среди прочих были взломаны электронные закрома обоих федеральных судов Нью-Йорка, и что

хакеры уделяли особое внимание уголовным делам с русскими и восточноевропейскими фамилиями. Административное управление федеральных судов, ФБР и минюст пока отказываются комментировать вышесказанное.

В тот же день Трамп беседовал с журналистами в вашингтонском центре им. Кеннеди. Его спросили о предполагаемой российской атаке на судебные базы данных. «Вас это удивляет? — флегматично спросил президент. — Вот чем они занимаются. И у них хорошо получается».

«У нас тоже, — быстро добавил он, никогда не упуская случая прорекламировать отечественный продукт. — На самом деле, у нас это получается лучше».

Журналисты поинтересовались, собирается ли Трамп поднять этот вопрос на встрече с Владимиром Путиным. «Может, и подниму», — неуверенно сказал президент США, которому до сих пор это явно не приходило в голову. Внутренний голос подсказывает, что он вряд ли затронул эту тему на саммите.

Защищать свои закрома приходится самим федеральным судам. Некоторые стали требовать, чтобы секретные документы по старинке отправляли им на бумаге. Многие запретили загружать их в «Пейсер». Передо мной лежит циркуляр бруклинского федерального суда от 8 августа, предписывающий отправлять ему закрытые документы по отдельному электронному адресу или даже старомодной почтой, в просторечье «улиточной» (snail mail), хотя в последние годы ее считают не только черепашьей, но и вообще ненадежной.

В каждый данный момент у американского федерального судьи находятся в производстве десятки, если не сотни дел, и иногда он должен заниматься ими, находясь за границей. В последнее время некоторые суды запретили им пользоваться за рубежом «Пейсером» или читать по удаленке секретные документы.

Иногда путешествующего судью снабжают одноразовым мобильником и специальным номером для связи со своими помощниками в США.

Федеральные суды были компьютеризированы в 1988 году, но для того чтобы пользоваться базами данных, до 2004 года нужно было туда являться. Садишься у монитора, находишь на экране нужный документ, заполняешь библиотечный формуляр, и тебе выносят листок бумаги или целую картонную папку. Снять копию под конец стоило 25 центов страница.

Тогдашние судебные архивариусы бывали небрежны. Я как-то набрел в открытом доступе на секретный прокурорский документ, сообщавший судье, что некая советская эмигрантка помогает следствию. Потом в Нью-Йорке произошел чудовищный теракт, стоивший городу почти трех тысяч жизней и нескольких небоскребов, и воцарилась бдительность, которая лютует в судах до сих пор.

В 2004 году с «Пейсером» стали связываться в интернете, и копии подешевели до 8 центов, хотя потом подскочили до гривенника. Но для хакеров они и вовсе бесплатны.