До пожара 1812 года Мясницкая была самой аристократической улицей Москвы. На Мясницкой в доме номер 15 жил сподвижник Петра 1, ученый и военачальник Яков Брюс, в доме номер 24 - аристократы и промышленники Строгановы, самая богатая семья в России, в доме номер 26 проживал Александр Данилович Меншиков, личный друг императора, которому были пожалованы земли на Мясницкой, а также в этом районе свили гнезда представители самых знатных фамилий страны – Глебовы, Стрешневы, Дмитриевы-Мамоновы, Кольцовы-Масальские, Одоевские, Лобановы-Ростовские, Долгоруковы, Урусовы, что сформировало парадный характер застройки улицы.
«Если Вы пройдетесь по «архитектурному музею Москвы под открытым небом» - по улице Мясницкой - от Чистых прудов в сторону Садового кольца, - по левой стороне, Вы увидите старинный особняк (улица Мясницкая, дом 37) работы великого русского архитектора Осипа Бове (автора проектов Манежа и Большого театра). У этого здания удивительная история. Оно было возведено на месте каменных палат 1710 года купцом Александром Ивановичем Докучаевым («двор купца Докучаева в приходе церкви Николая Чудотворца на Мясницкой»). Потом перешло в руки статской советницы Екатерины Александровны Ярославовой. Но грянула война 1812 года, в Москву пришли французы, - ну и дальше Вы знаете. Москва сгорела. Одним из немногих уцелевших зданий стал как раз этот самый особняк на Мясницкой. Он почти не пострадал. Потом же, после освобождения златоглавой от французов, архитектору Бове было поручено отстраивать Москву заново, выдерживая «генеральную линию». Тогда-то особняк статской советницы и принял свой нынешний облик» - пишет литератор Трунин в романе «От мечты до успеха».
Екатерина Александровна Ярославова, дворянка, собственница особняка на Мясницкой 37, - супруга Саратовского вице-губернатора Тихона Алексеевича Ярославова, согласно данным «Ревизской сказки деревни Кривцовой Крапивенского уезда Тульского наместничества». Во многих источниках её почему-то по ошибке называют «примой-балериной Императорского театра».
В 1857 году усадьба Екатерины Александровны Ярославовой была куплена известным коллекционером и книголюбом купцом – миллионером Кузьмой Терентьевичем Солдатёнковым, у которого бывали писатель Иван Сергеевич Аксаков, историк Иван Егорович Забелин, писатель Антон Павлович Чехов.
Какой была «генеральная линия» восстановления Москвы после пожара 1812 года? В 1813 году император Александр 1 учредил Комиссию для строения Москвы, которая получила право на выдачу разрешений на застройку, контроль за строительством и большие материальные ресурсы. Выдавалась правительственная беспроцентная ссуда под залог возводимых построек на сумму пять миллионов рублей для первого этапа восстановления. Материалы производили пять кирпичных заводов, а здания возводили несколько солдатских батальонов.
Комиссия для строения Москвы разработала правила, определяющие этажность, размеры, окраску зданий, утверждение проектов фасадов. Был введен запрет на деревянную застройку в центре Москвы, внутри Садового кольца, чтобы избежать пожара. Комиссия создала новый кольцевой проект Садовой — земля была прирезана к владениям вдоль улицы, хозяева должны были разводить садики у своих участков. Были разработаны «образцовые проекты» — по ним строились московские особняки. В проектах было прописано всё: размеры домов, их этажность, окраска. Любые изменения нужно было согласовать с комиссией.
Благодаря такому продуманному подходу Москва сумела восстановиться к 1816 году.
Благодарим за подписку, лайки и комментарии.