Найти в Дзене
АвТОгус

Теннис с Пушкиным: как российское кино переписывает историю за государственный счет

Я почти перестал смотреть отечественное кино, поскольку за последние 26 лет оно превратилось в странную смесь бессмыслицы, ура-патриотизма и вопиющей безвкусицы. Создателей этих «киношедевров», на мой взгляд, движет лишь одно желание — как можно качественнее освоить бюджет Фонда кино. Особенно преуспели в этом кинокомпании «Три Тэ» и «Централ Партнершип». Господа Михалков и Дашдишян, как лица, приближенные к власти, прилагают титанические усилия по «освоению» государственных средств. И надо признать — у них это получается блестяще. Вот и очередной «кинопшик» под громким названием «Пророк. История Александра Пушкина», судя по всему созданный по весьма поверхностному замыслу, должен был, по идее, стряхнуть пыль веков с поэта, который «наше всё», и представить его в наилучшем свете. Новый фильм про Александра Пушкина, идущий сейчас в прокате, я не смотрел и смотреть не собираюсь. Однако вездесущая реклама заставила меня увидеть один из тизеров. И там я обратил внимание на весьма странную

Я почти перестал смотреть отечественное кино, поскольку за последние 26 лет оно превратилось в странную смесь бессмыслицы, ура-патриотизма и вопиющей безвкусицы. Создателей этих «киношедевров», на мой взгляд, движет лишь одно желание — как можно качественнее освоить бюджет Фонда кино. Особенно преуспели в этом кинокомпании «Три Тэ» и «Централ Партнершип». Господа Михалков и Дашдишян, как лица, приближенные к власти, прилагают титанические усилия по «освоению» государственных средств. И надо признать — у них это получается блестяще.

Вот и очередной «кинопшик» под громким названием «Пророк. История Александра Пушкина», судя по всему созданный по весьма поверхностному замыслу, должен был, по идее, стряхнуть пыль веков с поэта, который «наше всё», и представить его в наилучшем свете. Новый фильм про Александра Пушкина, идущий сейчас в прокате, я не смотрел и смотреть не собираюсь. Однако вездесущая реклама заставила меня увидеть один из тизеров. И там я обратил внимание на весьма странную фразу, произнесенную одним из героев.

В сцене, где поэт в паре с императором Николаем I играет в теннис (действие, судя по всему, относится ко второй половине 1820-х годов), царь заявляет, что это «новая игра» и сокрушается, что она «не приживется».

Я, конечно, не большой знаток истории тенниса, но что-то заставило меня покопаться в источниках. И вот что выяснилось: ракеток, которыми пользуются актеры в фильме, в ту эпоху просто не существовало. Как, впрочем, и желтых мячей — они появились лишь в начале XX века. Все эти атрибуты характерны для так называемого лаун-тенниса, а значит, во времена Пушкина их быть не могло.

-2

Но почему тогда Николай I называет теннис «новой игрой»? Ваше величество, вы что-то подзабыли? Ведь так называемый «реал-теннис» (или «же-де-пом», игра ладонью) был известен еще с XI века. Правда, тогда в него играли битами и перчатками, а ракетки и сетка появились только в XVI веке. Европейские монархи, с которыми русские императоры поддерживали тесные связи, к тому времени уже вовсю увлекались этой забавой. Кстати, крытый зал и костюмы, мелькнувшие в ролике, как раз характерны для реал-тенниса.

Осмелюсь добавить: дети царственных особ получали прекрасное, хоть и домашнее образование. Они свободно говорили на нескольких языках и много читали. И вот, убейте меня, но не верю я, что Николай I не был знаком с трудами Уильяма Шекспира — в частности, с «Хрониками» Генриха V, где есть эпизод с бочонком теннисных мячей.

Выходит, утверждение из рекламного ролика — полная чушь. И правды о жизни Александра Сергеевича мы, похоже, не увидим. Ну да ладно — зато бюджет освоили. Уже хорошо.

P.S. Если уж перевирать историю, то хотя бы консультировавшись с историками. Или, на худой конец, с теннисистами.