Найти в Дзене

Чем полезны ошибки?

Все родители мечтают, чтобы их дети были счастливы и успешны. В надежде, что их обойдут неудачи и их детство пройдёт максимально «безоблачным», приводит к тому, что родители делают за детей всё больше и больше, а дети умеют всё меньше и меньше. Конечно же, родители руководствуются самыми лучшими побуждениями — не дают лишний раз испачкаться, полагая, что таким образом приучают ребёнка к аккуратности, нальют сок и завяжут шнурки, проявляя заботу, перепроверят собранный рюкзак, чтобы избежать расстройства ребёнка в школе, принесут забытую сменную обувь и многое другое. Примеры можно приводить бесконечно. На самом деле родители невольно ставят своих детей в зависимость от того, чему они должны научиться сами. На плечах родителей лежит важный долг: помогать детям переходить от зависимости к самостоятельности. Это важная часть сепарации. И важно предоставить детям право ошибаться. И делать это необходимо уже в дошкольном возрасте. Чрезмерная опека вредна!  Ошибка — это основной способ позна

Все родители мечтают, чтобы их дети были счастливы и успешны. В надежде, что их обойдут неудачи и их детство пройдёт максимально «безоблачным», приводит к тому, что родители делают за детей всё больше и больше, а дети умеют всё меньше и меньше.

Конечно же, родители руководствуются самыми лучшими побуждениями — не дают лишний раз испачкаться, полагая, что таким образом приучают ребёнка к аккуратности, нальют сок и завяжут шнурки, проявляя заботу, перепроверят собранный рюкзак, чтобы избежать расстройства ребёнка в школе, принесут забытую сменную обувь и многое другое.

Примеры можно приводить бесконечно. На самом деле родители невольно ставят своих детей в зависимость от того, чему они должны научиться сами. На плечах родителей лежит важный долг: помогать детям переходить от зависимости к самостоятельности. Это важная часть сепарации. И важно предоставить детям право ошибаться. И делать это необходимо уже в дошкольном возрасте. Чрезмерная опека вредна! 

-2

Ошибка — это основной способ познания мира.

У маленького ребёнок нет опыта. Ему всё нужно проверить самому: потрогать, попробовать, многократно бросить, даже уронить. И да, на этом пути его ждут шишки, пролитый компот, рисунки, где солнце почему-то зелёное, реакции посторонних взрослых, иногда негативные эмоции. Запрещая ошибки, мы лишаем его главного инструмента — исследования.

Ошибаться не просто нормально, а бесценно:

— «Что будет, если отпустить шарик?» Он упадёт (закон гравитации).

— «Достану ли я до полки, если встану на стул?» Да, но если он шаткий, я могу упасть (понимание равновесия и риска).

— «Этот суп горячий?» Лёгкое касание языком даст ответ лучше любых слов.

Если ребёнок собирается упасть, позвольте ему сделать это. Или разлить стакан воды — невелика потеря. Он извлечёт выгоду из собственного опыта. В противном случае не удивляйтесь, если ребёнок позже скажет «я не могу, у меня не получится». Дети, привыкшие к тому, что заботливые родители делают всё за них, не будут предпринимать никаких действий.

Заботясь о ком-то, нужно внимательно следить, не лишаете ли вы человека возможности думать и действовать самостоятельно. Каковы бы ни были эмоциональные и физические последствия самостоятельности. 

-3

Ошибка — это не провал, а ответ.

Например, ребёнок тянется за чашкой. Вы предупреждаете: «Осторожно, уронишь!». Но он всё равно тянется... и вот уже на полу осколки. Он не сделал вам «назло». Он всего лишь проверил мамины слова. «Уронишь» — это теория. А вот громкий звук, осколки и мамина реакция — это уже практика. Ребёнок добыл знание всеми органами чувств и собственным опытом. Ошибки и неудачи развивают у ребёнка критическое мышление и умение решать проблемы. 

Когда у ребёнка что-то не получается, он вынужден искать новые пути.

Например, башня из кубиков постоянно падает. Ребёнок начинает экспериментировать: ставить кубики по-другому, делать основание шире, использовать более устойчивые детали. Он не просто строит, он анализирует и решает инженерную задачу.

Если взрослый сразу покажет «правильный» способ, это лишит ребёнка возможности найти собственное, возможно, даже более креативное решение. Ошибки помогают детям расти самостоятельными и ответственными.

Если ребёнок всегда ждёт, что взрослый придёт и сделает «правильно», он никогда не научится принимать решения и нести за них ответственность.

Например, ребёнок надел футболку задом наперёд или кроссовки на разные ножки. Ну и что! Вместо того чтобы сразу его переодевать, можно дать ему походить так и самому заметить дискомфорт и неудобство. В следующий раз он будет внимательнее.

Ошибка и её последствия (конечно, в безопасных рамках) — лучший учитель ответственности.

Родителям куда важнее задуматься над тем, какую реакцию со своей стороны они демонстрируют детям. 

-4

Как правильно реагировать на ошибки ребёнка? Советы для родителей:

  1. Смените реакцию. Вместо «Ты что надела! Я же тебе говорила!» скажите: «Интересно! А почему так вышло?», «Давай подумаем, что можно сделать по-другому?», «Как поступить, чтобы это не повторилось?».
  2. Проговаривайте свои ошибки. «Ой, я забыл купить хлеб. Ничего, сейчас составлю список, чтобы больше не забыть». Вы показываете, что ошибаются все, и это нормально.
  3. Хвалите за усилия, а не только за результат. «Мне нравится, как ты старался!» вместо «Молодец, что нарисовал красивый рисунок».
  4. Не спешите помогать. Дайте ребёнку время самому попробовать справиться с трудностью. Помогите только, если он действительно зашёл в тупик или просит о помощи.
  5. Обеспечьте безопасную среду для ошибок. Уберите действительно опасные вещи (чтобы ошибка не стоила здоровья), но создайте пространство, где можно пачкаться, проливать воду, экспериментировать с крупами, песком, красками.

Делаем вывод:

Позволяя ребёнку ошибаться, мы растим не беспомощного исполнителя, а мыслящего, психологически устойчивого к трудностям, творческого и самостоятельного человека, готового к реалиям сложного и быстро меняющегося мира.