Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Дети строгих и сильных мам. Как передается неумение жить счастливо

Оглавление

Родовой сценарий - это не какая-то там эзотерика. Это вполне себе обоснованный способ жить из поколения в поколение. В большинстве случаев в нашей действительности - это кривой способ жить: межпоколенческая травма, дезадаптивные судьбы. И страшно то, что люди не учатся на своей боли и несчастливых судьбах своих родителей, а просто на автопилоте их повторяют! Боль и разрушающее поведение передается из поколения в поколение.

Судьба?

По моему нет! Просто невежество и душевная лень.

Если не лень и жить хочется - разбираемся на вебинаре и ищем пути исцеления.

Давайте рассмотрим примеры подобных судеб и их проявления:

В прошлой статье я писала о женщинах, которые внешне всегда сильные, со всем справляются и вроде как показывают пример своей супер"эффективностью".

А сегодня посмотрим что же будет и происходит с их детьми. Если вы вдруг ребенок подобной мамы из прошлой статьи - просканируйте себя и сделайте полезные выводы.

Вы когда-нибудь замечали, как дети таких мам — тех, кто всегда «в порядке» , никогда не плачет , всё делает «для семьи» — взрослеют и вдруг портят свою жизнь ?

Или, наоборот, становятся сверхответственными , истощаются , всегда на взводе — и в 35 лет выгорают , теряют
(не находят) себя , не могут построить отношения ?

Причина в том, что невысказанная боль мамы не исчезает . Она передаётся многогранным научением и травмированием этого ребенка. Нет в словах, хотя и в них тоже. Часто в поведении, в молчании. В напряжении. В том, как она воспитывает ребенка, когда он плачет: «Тише. Не ныть. Нельзя так себя вести».
Эта статья — о том, схемы как «Подавление эмоций» и «Жесткие требования» живут в детях , даже если мама думает:
«Я всё скрываю. Я их защищаю. Я не травмирую своих детей.» и хуже всего с надрывом "я ВСЕ делаю для них".

На самом деле — дети впитывают и видят все что мама проявляет, учаться или так же или вопреки . Даже то, что не сказано - впитано невербальным поведением и эмоциональным отношением.

Вот 7 примеров, по которым боль передаётся дальше — и как это обнаруживается в детях.

1. Ребёнок учится: "Плач — это вина"

Пример:
Мама в слезах моет посуду после разговора с мужем. Ребёнку 7 лет. Он подходит:
«Мама, ты плачешь?» Она резко вытирает лицо: «Нет! Ничего! Ты что, хочешь ещё проблемы? Не лезь не в свое дело!»
Он уходит. Но запоминает: 🔹 Мама плачет — и это стыдно . 🔹 Если я спрошу — меня накажут . 🔹Эмоции — это опасно . Я виноват

Что происходит с ребёнком:
Он блокирует
свои чувства так же. Станет "хорошим мальчиком", "тихой девочкой". А в подростковом возрасте — возможно взорвётся : депрессия, самоповреждение, уход из дома......Или взорвется уже лет в 30
Потому что подавленные эмоции не исчезают.

Они
накапливаются — и создают в реальности боль.

2. Ребёнок думает: «Я — причина её страданий»

Пример:
Мама говорит:
«Я всё терплю ради тебя». «Я не развожусь, потому что ты нуждаешься в отце». «Я работаю на двух работах, а ты не хочешь учиться?!»
Ребёнок слышит не слова. Он слышит: 🔹 Ты
ноша. 🔹 Ты причина ее несчастья. 🔹 Ты должен оправдать ее жертву и спасать ее от боли.

Что происходит с ребёнком дальше:
Формируется вина выжившего . Он не имеет права на счастье , потому что мама "страдала ради него". Он не может построить свою жизнь , постоянно старается маму оберегать и спасать. Потому что боится:
«А вдруг я подведу? А вдруг она сломается?»
Это не любовь. Это эмоциональное использование своего ребенка через жертвенность .

3. Ребёнок учится быть «идеальным», чтобы быть любимым.

Пример:
Мама хвалит только за пятёрки. Если сын чет получил четвёрку — она молчит. Если дочка не выиграла конкурс —
«Ну, ты постаралась...» (с сожалением).

Он учится: 🔹Любовь и внимание
это награда за успех. 🔹Я не любим — когда я не заслужил. 🔹 Если я чуть хуже я никому не нужен.

Что происходит с ребёнком:
Он становится сверхдостигатором . Всё время в бездумной гонке с ощущением "долга все делать на 5". Но внутри — пустота. Потому что никто не любил его просто так , когда он был живым, ошибающимся, грязным, уставшим, плачущим, неидеальным.

4. Ребёнок не знает, что такое безопасность

Пример:
Мама "внешне спокойная", но напряжённая. Всё время на взводе. Голос — тихий, но с металлом внутри. Любое «нет» ребенка — воспринимается как предательство . Регулярные обиды, которые либо демонстрируются молчанием - либо едкими словами о совести и долге.

«Ты не хочешь в гости к бабушке? А я старалась!»«Ты не будешь есть? А я приготовила!»«Ты не обнимаешь? Я тебе вообще нужна?»

Что происходит с ребёнком:
Он живёт в постоянной тревоге . Он не может быть собой , потому что каждый его шаг — угроза для мамы, возможно не правильный и стыдный . Он учится быть хозяйственным, послушным, внимательным — но не учится быть ребёнком . Спонтанность, радость, творчество - становятся недоступными.

5. Ребёнок выбирает тех, кто похож на маму (папу) именно в эмоциональном проявлении или поступках по отношению к нему и мучается в разрушающих отношениях всю жизнь.

Пример:
Дочь в 30 лет встречает мужчину, который: — игнорирует ее, — требует заботы, — говорит:
«Ты должна меня понимать» , — но сам не спрашивает: «Как ты?». Молчит и обижается - а она старается. Требует заслуживать внимание и подарки. Ожидает идеальности и регулярно критикует....

Она терпит. Это знакомо . Потому что она знает, как быть "хорошей" . Потому что она не понимает себя! Не знает хорошего и теплого к себе отношения! Границ здоровых не имеет: не умеет требовать, просить, злиться, и вовремя из болезненной "любви" уходить . Она пытается выиграть любовь, которую так и не получила ни от мамы, ни от папы... Тщетно пытается.....

Она не выбирает партнёра осознанно. Она воспроизводит сценарий мамы или с мамой(папой).

6. Ребёнок не может быть слабым — даже когда болеет

Пример:
У подростка температура 38. Он говорит:
«Мам, мне плохо». Она: «Ну вот, опять. Все болеют, не ты первый? Встань, соберись. У меня и так хватает проблем».

Он учится: 🔹Боль это слабость. 🔹 Ты не имеешь права на помощь. 🔹Ты должен терпеть и сигналы твоего тела не важны, ты функция а не человек.

Что происходит с ребёнком:
Он вырастает и не идёт к врачу , не берёт больничный , не говорит «мне плохо», считает болезнь или усталость деффектом6 который надо скрывать чтобы не создавать проблемы. Жизнь своя становиться вообще не ценносй -ценность лишь функционал!

«Ты должен держаться» — даже если ты умираешь.

7. Ребёнок становится свои партнерам, друзьям, коллегам и наконец своим детям "невидимой мамой"

Пример:
Девушка, выросшая у такой мамы, сама становится матерью. Она кормит, укладывает, убирает, работает. Но когда муж говорит:
«Ты устала?» — отвечает она: «Нет. Всё нормально».

Она не думает о себе . Она не знает, что хочет . Она не может воспользоваться помощью . Никогда не просит о ней и считает что должна помогать всем и вся любой ценой, не отсвечивая своими потребностями .

И цикл повторяется. Следующее поколение снова учится: 🔹 Ты не имеешь права на себя. 🔹Ты должен быть идеальным и функциональным, сильным. Всегда. 🔹 Ты не имеешь права на слабость.

Что с этим делать?

Если вы — такая мама, и вы видите себя в этих строках, не вините себя - суть не в этом, а в том что со всем этим можно сделать.

Но сейчас — вы можете прервать цикл .

Как?

  • Начни ощущать себя и говорить о себе:
    Не о детях, не о муже, не о доме. О себе.
    «Мне больно. Я устала. Мне нужна помощь».
  • Позвольте себе быть "неидеальной" при детях
    Поплачьте, если больно. Скажите:
    «Я не справлюсь сегодня. Так бывает. Всем нам бывает тяжело». Это не слабость. Это урок поддержки .
  • Скажите ребёнку прямо:
    «Мама иногда грустит. Это не твоя вина. Я люблю тебя — просто так, даже если ты ничего не делаешь».
  • Обратиться к психологу
    Не ради себя. Ради того, чтобы
    ваши дети не повторяли ваш путь .

📌 Большинство из этих мам — не злые . Они — раненые девочки , которые так и не услышали: «Ты важна. Ты любима просто так. Ты достойна. Ты можешь быть собой».

И теперь они передают детям не любовь — невысказанную боль .

Вы можете идти другим путем. Это будет не конец. Это будет начало .

📩 Приглашаю вас на вебинар: "Как не передать детям свою боль. Предадим цикл травмы" Регистрация здесь

Автор: Лилия Валерьевна Левицкая (Полякова)
Психолог, Интегративный психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru