Найти в Дзене
Живописные истории

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён «Аллегория поэзии»

В 1774 году судебные приставы опечатали мастерскую Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён (1755–1842) в отеле де Любер на улице Клери под предлогом того, что она профессионально занималась живописью, не будучи принятой в гильдию. Поэтому она обратилась в Academie de Saint-Luc, членом которой был её отец. Официальная церемония приёма её и её подруги Анны Розалии Бокке (1752–1794) состоялась лишь 25 октября, но уже 25 августа они и их соперница Аделаида Лабиль-Гиар (1749–1803) оставили за собой право выставлять свои работы в Салоне этого учреждения, проходившем в Hotel Jabach. Вклад Луизы Виже в экспозицию был значительным (номера 169–175 в ливрете), но большая часть тех работ, к сожалению, утрачена. Только три аллегории искусств — Живопись, Поэзия и Музыка — представлены в списках работ художницы в конце первого тома её «Воспоминаний». В ливрете 1774 года все три работы были каталогизированы под одним номером: Par Mademoiselle Vigée. . . .
170. La Peinture, la Poésie, & la Musique, sous de

В 1774 году судебные приставы опечатали мастерскую Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён (1755–1842) в отеле де Любер на улице Клери под предлогом того, что она профессионально занималась живописью, не будучи принятой в гильдию.

Поэтому она обратилась в Academie de Saint-Luc, членом которой был её отец.

Официальная церемония приёма её и её подруги Анны Розалии Бокке (1752–1794) состоялась лишь 25 октября, но уже 25 августа они и их соперница Аделаида Лабиль-Гиар (1749–1803) оставили за собой право выставлять свои работы в Салоне этого учреждения, проходившем в Hotel Jabach.

Вклад Луизы Виже в экспозицию был значительным (номера 169–175 в ливрете), но большая часть тех работ, к сожалению, утрачена.

Только три аллегории искусств — Живопись, Поэзия и Музыка — представлены в списках работ художницы в конце первого тома её «Воспоминаний».

В ливрете 1774 года все три работы были каталогизированы под одним номером:

Par Mademoiselle Vigée. . . .
170. La Peinture, la Poésie, & la Musique, sous des figures des femmes qui les caractérisent.

На рассматриваемой картине молодая женщина, повернувшись корпусом вправо, с головой в профиль, изображена со спины.

Эта поза отсылает к итальянской барочной картине «Венера с сатиром и амурами» Аннибале Карраччи (Уффици, Флоренция), которую Луиза Виже, возможно, знала по копии или гравюре.

-2

Пепельно-русые волосы собраны в петли и стянуты голубой лентой.

Розовощекое лицо поднято, взгляд устремлен вверх – выражение, передающее движение её души в момент вдохновения – она пишет на дощечке гусиным пером.

Нижняя часть ее спины прикрыта шелковой драпировкой, белизна которой оттеняется цветным бархатом подушки.

Оттенки кожи, переданные в перламутровых тонах, свидетельствуют о высокой чувствительности, поскольку именно тонко окрашенные лессировки передают формы и усиливают изгибы тела.

Голова, окруженная лёгким ореолом, эффектно выделяется на фоне голубовато-серого фона, переходящего в глубокий тон справа и слева.

Это первая попытка мадемуазель Виже изобразить женское тело — если не считать овального, погрудного этюда её матери, обнажённой со спины.

Вероятно, к тому времени она уже могла использовать профессиональную модель.

По словам анонимного критика,

[Э]та юная виртуоза… доказала свой талант к историческим сюжетам… Цвет приятный, кисть ловкая, мазок уверенный.

Однако другой писатель выразил иное мнение:

Её поэзия, её музыка и особенно её живопись мрачны, рисунок жёсток, а драпировки неуклюжи: мы видим, что эта юная леди, исполненная желания преуспеть, советуется с несколькими мастерами и пытается им подражать.

По стилю и эмоциональному содержанию этот аллегорический сюжет родственен аналогичным произведениям таких французских мастеров того времени, как Жан Батист Грез (1725–1805) и Николя Бернар Леписье (1735–1784).

Картина Жана Батиста Греза
Картина Жана Батиста Греза

Картина «Аллегория поэзии» была написана в 1774 году. Её размер 80 × 65 см. Находится в частном собрании.

Статьи о жизни и работах Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён:

Виже-Лебрён | Живописные истории | Дзен
-4

Музеи
137 тыс интересуются