Землетрясение на Камчатке не самое мощное по магнитуде, даже если считать лишь последние годы. Но это лишь показывает, насколько «антропоцентричны» шкалы применяемые нами для оценки землетрясений. Там, всё-таки, речь более не о силе, а о «разрушительности» – воздействии на человека. Не то чтобы тут показалось мало, но даже в исторический период человек и многократно худшее переживал.
В значительной мере субъективны – зависимы от выбранной методы, теорий и допущений, – и оценки энергии сейсмического события. Однако, если считать на «тонна-километры», – на массу перемещённой породы, мы стали свидетелями катастрофы грандиозной. Даже беспрецедентной, считая, как минимум, известные землетрясения. Камчатка сдвинулась на юго-восток на два метра, даже ещё и накренилась, – юг полуострова ушёл на 30 сантиметров вниз. И если вертикальное перемещение вполне заурядно, то горизонтальное – огромно. Главное же – площадь одномоментно сдвинувшегося участка коры. Сместился, – правда, в разной степени, –огромный полуостров вместе с шельфом (затопленной частью плиты), – это четверть процента общей площади материковой коры на планете.
...Соответственно, в комментариях стали появляться вопросы. Например, где цунами-то? Что-то, конечно, было, но волна оказалась далеко даже не худшей из тех, которые накатывали на Курильские острова и Камчатку в XX веке при землетрясениях вполне заурядных, – да и произошедших, кстати, где-то на куличке.
Это хороший, правильный вопрос, но начать стоит с других, тоже задававшихся. Например, откуда известно, про «два метра»?
Не только метры, но и сантиметры, – то есть, просто «штатный» годовой дрейф материковых плит, – теперь уже наблюдаются непосредственно с помощью космических навигационных систем. Не навигаторов на смартфонах, естественно, однако и то лишь потому, что такая точность определения положения в пространстве для транспортных нужд не требуется. Как, впрочем, и для военных чаще всего. «Герани» достаточно понимать, где она находится в пределах трёх метров. Если же задача «микрометрической» навигации ставится, современные средства уже позволяют её решить. Так что… Камчатка рывком сместилась туда, куда и плыла последние десятки миллионов лет, – к центру Тихого океана.
Материки со всех направлений наползают на уменьшающийся Тихий океан, – это нужно подчеркнуть, потому что откуда-то взялось мнение, будто он растёт. Однако, океан стягивается делает это быстро, результатом чего и стало появление «огненного кольца». Ведь, «наползая» материковая плита подминает под себя тонкую океаническую кору.
Стоит, кстати, отметить, в сокращении площади Тихого океана нет какого-то «сговора». Все материки наступают на него, не в силу, допустим, уменьшения диаметра Земли (он уменьшается, но слишком медленно, и это вопрос особый), а просто потому что у материков нет выбора. Двести миллионов лет назад вся суша была объединена в суперконтинент Пангею, окружённый единственным океаном Панталассой. И когда Пангея развалилась, её фрагментам пришлось двигаться в открытую Панталассу, – а куда, если на планете больше ничего нет? Вот, Тихий океан сейчас, это всё что осталось от прежнего «планетарного»… Но не суть.
Ещё один вопрос, заключался в том, что если Камчатка сдвинулась на два метра на восток, то на западе должна же образоваться двухметровая трещина, не так ли? Плюс, Камчаткасместилась неравномерно. Фактически, повернулась, а значит, ещё одна трещина должна бы пробежать там, где полуостров крепится к Азии… Но всё это немножко не так работает. И с запада, и с востока на полуостров давит океаническая кора, обладающая определённой упругостью и растяжимостью, – под высоким давлением «твёрдый» камень течёт, как ледники с гор… Давление с запада оказалось сильнее, и там кора расправилась. Без всяких трещин. Как сжалась она и на востоке, – не потрескавшись.
Всё это верно, хоть в меньшей степени, и для материковой коры. Пластичность её достаточна для того, чтобы разные участки могли смещаться на разное расстояние, и Камчатка слегка погнулась. И вот бесконечно следующие один за другим афтершоки плюс начавшие извергаться вулканы, это следствие снятия возникших при деформации полуострова напряжений в коре.
...Соответственно, остаётся вопрос про цунами. При таком-то масштабном перемещении суши, а значит и воды, теории что предсказывают?..
Для начала, ничего не предсказывают. Волна была не ниже расчётной, потому что именно для такого рода событий методики расчёта просто нет. Есть методики для событий иного характера, – взрывов вулканов. Но и они крайне примитивны, – представляют собой просто экстраполяцию последствий изученного события – взрыва Кракатау. Как следствие, и наличествующие методики не работают. Самый известный пример, взрыв вулкана на острове Санторин 3.5 тысячи лет назад. Судя по размеру кратера, грандиозный, – Кракатау показался бы хлопушкой… Однако, впечатление такое, что цунами в тот роковой для Средиземноморья день не было вообще. Пепла сколько угодно, следы мощного сейсмического удара на лицо. А следов волны –нет.
На данный момент развитие сейсмологии недостаточно для к чему-то обязывающих природу предсказаний. Это факт, – ситуацию просто нужно исправлять.