Я уже рассказывал, что Горьковское направление, за вычетом разве что Владимира, не так и богато на туристические локации, зато само Горьковское направление является достопримечательностью — постаралась наша литература. Тем веселее будут некоторые факты, связанные с этим ходом, а они тут есть, поверьте!…
Фрязи, фряны там-сям…
Как вы заметили, есть названия населённых пунктов, названия которых я вынужден выделить частичным курсивом: Фрязино, Фрязево и Фряново. Конечно, это больше касается Ярославки — она обслуживает хорду, Фрязино замыкает ответвление хорды от Подлипок, Фряново же должно было также получить поезд с того же Ярославского вокзала в Иваново через Бельково. Тем не менее, Фрязево стоит на главном ходе Горьковского направления, а не на каких-то вилках, что делает этот его статус выше своих "ярославских тёзок".
Все они, а также городок Фрязино в 50 км к северо-западу от одноимённого села восходят к одному и тому же — "фрязям" или "фрязинам", так называли итальянских поселенцев, строивших, среди прочего, нынешний Кремль (помните таких с Фиорованти во главе, завезённых сюда вместе с Софьей Палеолог?). Одна из деревень — это как раз было их поселение. Имя посёлка Фрязево и ж/д станции восходят уже к деревне в нынешнем Раменском городском округе в 10 км к югу отсюда, причём сам посёлок назывался также Фрязино, но при наименовании станции в 1911 г. (и об этом мы ещё поговорим) кто-то из чиновников допустил ошибку и выдал то имя станции, что мы знаем.
Чехарда, начавшаяся с Богородска
Тему кучи ответвлений Горьковского направления я затронул в статье о нём самом. Проекты высокоскоростной железной дороги из Москвы в Екатеринбург через Казань гласят, что трасса оной на "столичном" её участке явно проходит, будто нарочно, именно по тем городкам, что оказались именно на ответвлениях — главный ход идёт южнее, чем находятся нужные крупные городки. С их именами связан ещё один забавный факт, а пока пройдусь по той самой станции Фрязево, тому самому мощному ж/д узлу, к которому примыкает хорда со стороны Мытищ и от которой начинается ответвление на Захарово, идущее через Ногинск, до революции — Богородск (городской округ, к слову, ныне называется Богородским)…
Так вот, изначально ж/д станция, когда был достроен лишь главный ход, называлась… Богородск! Тогда обоснованием было то, что эта станция была ближайшей к городку. В принципе, подобный фокус для Мосузла не новость: ж/д станция Волоколамск на Рижском направлении находится не в самом Волоколамске, а в бывшем станционном посёлке, да, ныне включённом в город, но это не сам Волоколамск, туда ещё надо попасть на автобусе. Но в 1885 г. было проложено то самое ответвление в Захарово, идущее сквозь Богородск, и станция была переименована в Стёпаново, по близлежащей деревне.
Но на этом переименования не закончились! В 1904 г. станция стала называться Гжель — есть такое село в том же нынешнем Раменском г.о., но в 15 км к югу. Но в 1911 г. через него провели железную дорогу, сейчас — начало Казанского хода Транссиба, и станция на дороге в Нижний вновь сменила название, уже на нынешнее!… Мораль: не стоит искать что-то несколько эфемерное просто ради того, чтобы станцию назвать по-быстрому!
Электрораз, электродва, электротри
Продолжаю тему ответвления в Захарово и очень похожих топонимов. У трёх станций на Горьковском направлении, есть учесть все его ходы, есть приставка "электро-": Электроугли на главном ходу, Электросталь в начале ответвления в Захарово и Электрогорск, куда ведёт ответвление от Павловского Посада (Электрогорск — конечная этого ответвления). И не сказать, чтобы названия взялись из воздуха!
Электроугли — это был завод в районе села Кудиново, тут выпускали угольные щётки для электротехнической промышленности. От него город и вырос (этот статус он получил в 1956 г.). Кудиново, к слову, есть и поныне.
Электросталь выросла также из одноимённого завода, возникшего в дачном посёлке с говорящим названием Затишье. Завод электрометаллургический, он действует и поныне.
С Электрогорском всё веселее. Этот городок был изначально посёлком Электропередача при современной Электрогорской ГРЭС — первой районной электростанции в России, основанной в 1912 г. В 1946 г. посёлок преобразован в город с получением нынешнего названия.
На этом с Горьковским направлением заканчиваю (о Владимире как-нибудь в другой раз)!