Найти в Дзене
Li Fay

Китайский дом: на земле и на сваях

Рассмотрев общие черты древнекитайской усадьбы, мы можем перенести более пристальное внимание на само жилище, его конструктивные особенности и внутреннее убранство. Как пример рассмотрим постройку империи Хань, поскольку многие характерные черты традиционного китайского жилища сложились уже тогда. По своей конструкции оно относится к каркасно-столбовому типу. Каркас сооружался из дерева. «Мудрый правитель, – писал автор трактата „Хуайнань-цзы", – подбирает себе людей так, как умелый мастер использует в деле дерево. Из больших стволов он делает... колонны и поперечные балки, из маленьких... боковые стойки дверей. Длинные куски дерева он использует на... слеги, а короткие – на опорные стойки и доугуны, так что всё – и маленькое и большое, и длинное и короткое – идет в дело по своему назначению». Основу каркаса составляли расположенные по его периметру столбы чжу. На них покоились балки – две поперечные (лян) и три продольные (дун). На поперечных балках укреплялись стойки чжужу, служивш

Рассмотрев общие черты древнекитайской усадьбы, мы можем перенести более пристальное внимание на само жилище, его конструктивные особенности и внутреннее убранство. Как пример рассмотрим постройку империи Хань, поскольку многие характерные черты традиционного китайского жилища сложились уже тогда.

По своей конструкции оно относится к каркасно-столбовому типу. Каркас сооружался из дерева. «Мудрый правитель, – писал автор трактата „Хуайнань-цзы", – подбирает себе людей так, как умелый мастер использует в деле дерево. Из больших стволов он делает... колонны и поперечные балки, из маленьких... боковые стойки дверей. Длинные куски дерева он использует на... слеги, а короткие на опорные стойки и доугуны, так что всё и маленькое и большое, и длинное и короткое идет в дело по своему назначению».

Основу каркаса составляли расположенные по его периметру столбы чжу. На них покоились балки – две поперечные (лян) и три продольные (дун). На поперечных балках укреплялись стойки чжужу, служившие дополнительной опорой для коньковой балки. Основная тяжесть последней приходилась на две внутренние колонны ин. Иногда конструкция каркаса могла включать лишь одну колонну.

-2

Слеги шуай, закреплявшиеся на продольных балках, составляли основу крыши. Наиболее типичной была в ту эпоху двускатная кровля, крытая черепицей. Широкое распространение получила черепица двух видов: плоская, в виде прямоугольных плиток, и полуцилиндрическая. Край крыши украшался дисковидными концевыми черепицами, прикрывавшими срезы полуцилиндров. Эти диски, имевшие главным образом декоративное назначение, орнаментировались или покрывались иероглифическими надписями.

Жилище воздвигалось чаще всего прямо на грунте. Однако состоятельные слои общества предпочитали дома, построенные на стилобате – прямоугольной платформе. Для того чтобы попасть в такой дом, нужно было подняться по ступеням, ведущим к главному входу. Эта особенность конструкции жилища нередко используется в метафорах и сравнениях, например: «Авторитет правителя подобен залу, его подданные ступеням, а простолюдины основанию дома».

-3

В южных районах получили распространение свайные постройки. Жилое помещение находилось в этом случае на поддерживаемой сваями деревянной платформе, а пространство под ней использовалось для скота. В такой конструкции дома прослеживаются строительные традиции местного населения, воспринятые пришельцами с Севера.

В ханьском доме почти не было мебели. Основным предметом внутренней обстановки были циновки (си), которыми застилалось все жилое помещение. Циновки были двух видов: грубые – из тонких полосок расщепленного бамбука, размером 2,35х1,69 м, и более тонкие, изготовлявшиеся из стеблей. Они упоминаются в надписях, одна из которых сохранилась целиком («две циновки из травы гуань, одна обшита синей тканью, другая – узорчатой», 2,20×0,82 м).

Способ плетения походил на современный: основу составляют 53 конопляных шнура, а в качестве утка используются сухие стебли травы. По краю циновка обшита полосой выцветшей полихромной шелковой ткани. Ширина циновок (80-82 см) была в ханьское время, по-видимому, стандартной. Во всяком случае, в документах из Цзюйяня упоминается циновка шириной в 3 чи 5 цуней (около 82 см), «с краем, обшитым синей тканью».

-4

Такая циновка стоила 300 монет, и на ней могли сидеть несколько человек. Однако на одной циновке в ханьское время сидели обычно люди, равные по своему общественному положению, уважаемого человека сажали на отдельную циновку. Поэтому в одном из источников сообщается, что, когда двум почтенным мужам предложили сесть на одну циновку с рабами, они выхватили нож и рассекли ее на две части. На аудиенции во дворце сановники сидели на циновках, и лишь император – на топчане.

На низеньких деревянных топчанах сидели и спали. Топчан, имевший 3,5 чи (около 82 см) в длину, назывался та и использовался для сидения; аналогичный предмет длиной в 8 чи (около 190 см) назывался чуан.

Рядом с сиденьем в зале ставили ширму, отгораживавшую часть жилого пространства. Ширмы делали из ткани, натянутой на раму, или из дерева, нередко покрывавшегося лаком и расписывавшегося.

Спали, подложив под голову подушку (чжэнь) в форме валика. Она могла быть набита листьями кумаруны.

-5

Так как, находясь в доме, человек большую часть времени проводил непосредственно на полу, застеленном циновками, входящий снимал обувь. Право подчиненных подниматься во дворец, не оставляя у дверей меча и не снимая туфель, жаловалось императором за особые заслуги.

Однако если находиться в помещении босиком считалось нормой, то показаться без туфель на улице было неприличным и унижало человеческое достоинство. Поэтому снять туфли вне дома означало то же, что снять головной убор: это было равнозначно признанию себя преступником. Древние китайцы четко противопоставляли себя народам, не знавшим обуви.

Большое значение они придавали и манере сидеть. Как и в более раннее время, единственно приемлемой позой считалось подогнуть под себя ноги, как бы становясь на колени, и опуститься на пятки. В такой же позе в ханьское время сидели и на топчане. Сидеть, свесив ноги вниз, считалось неприличным. Совершенно недопустимым считалось сидеть, скрестив ноги или вытянув их вперед.

Данные взяты из десятитомника «История Китая с древнейших времён».