Почему право и законодательство — это не одно и то же? Эта курсовая работа дает исчерпывающий ответ, анализируя глубинную структуру права как объективно сложившейся системы и законодательства как продукта целенаправленной деятельности государства. Работа раскрывает ключевые различия и диалектическую связь этих фундаментальных правовых явлений.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
Введение
1. Теоретико-правовые аспекты права
1.1. Понятие системы права и ее структуры
1.2. Общая характеристика норм права
2. Система законодательства: теория и практика
2.1. Система законодательства: общая характеристика
2.2. Структурные элементы системы законодательства
3. Соотношение системы права и системы законодательства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Понятие системы по своему теоретическому и методологическому статусу является общенаучной категорией, поскольку позволяет сформулировать и использовать общие в современной научной картине мира методологические принципы системного подхода к исследованию объекта познания. Системный подход позволяет сконструировать объект познания как в его онтологических аспектах (степень сложности, характер функционирования), так и в гносеологических аспектах исследования объекта познания как системного объекта: построение, анализ и систематизация категориального аппарата теоретического исследования.
А. А. Кононов отмечает, что при системном подходе элементы системы рассматриваются как относительно самостоятельные системы (подсистемы), а различные определения исследуемой системы (подсистемы) в зависимости от цели исследования - это одно из основных положений общей теории систем. На начальном этапе системных исследований продуктивны простые, обобщающие определения. На последующих этапах, по мере накопления новых знаний, введенные определения развиваются (конкретизируются) в соответствии с иерархией целей. При этом разнообразные пути и средства достижения объективности не могут выбираться произвольно: в своей основе они должны быть адекватны сущности исследуемых объектов.[1]
Долгое время в правовой литературе понятия «система права» и «система законодательства» отождествлялись, что объяснялось несовершенством законодательства, невозможностью выделения структурных связей и элементов его системы, а также незначительными научными исследованиями, проводимыми в этой области.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что расширение сферы правового регулирования, появление все большего числа законодательных актов привело как к развитию отраслей законодательства, соответствующих, но полностью не совпадающих с одноименными отраслями права, так и к образованию новых комплексных отраслей. Этому в значительной степени способствовали и постоянно проводимая работа по совершенствованию законодательства, и новые научные разработки, обеспечившие переход от дифференцированного анализа отдельных нормативных актов к комплексным исследованиям системы законодательства как относительно самостоятельного правового явления.
Категория правовой системы появилась в научной литературе относительно недавно и до сих пор остается слабо разработанной. Правовая система - весьма сложное собирательное, многоплановое явление, не совпадающее ни с системой права, ни с системой законодательства, а объединяющее и эти и другие понятия.
Включение системы права и системы законодательства в комплексное образование (правовую систему) позволяет, с одной стороны, установить их единство, однопорядковость, проследить динамику юридических норм, объективированных в нормативных актах, а с другой стороны - выявить их существенные особенности.
Целью курсовой работы является изучение понятий «система права» и «система законодательства», а также выявление их соотношений.
Для достижения данной цели в работе ставились следующие задачи:
- рассмотреть понятие системы права и ее структуры;
- дать общую характеристику норм права;
- охарактеризовать понятие системы законодательства;
- рассмотреть структурные элементы системы законодательства;
- проанализировать соотношение системы права и системы законодательства.
Глубокому научному исследованию структуры системы права и законодательства были посвящены работы видных ученых: С. С. Алексеева, Н. Н. Вопленко, М. Н. Марченко, Д. А. Керимова, А. С. Пиголки-на, С. В. Полениной, В. С. Якушева и др.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие в процессе функционирования системы права и системы законодательства. Предметом исследования являются теоретические положения правоведения, рассматривающие такой признак права и законодательства как системность.
Методологическую основу исследования составили такие методы научного познания, как: сравнительно-правовой метод, метод структурного анализа, формально-юридический, юридико-догматический методы.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, включающих на пять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
1. Теоретико-правовые аспекты права
1.1. Понятие системы права и ее структуры
Общие методологические принципы системного подхода к праву позволяют представить право как систему отношений, определенных на множестве его элементов, под которыми понимаются нормы права, правовые институты и отрасли права.
Если право является системой, то оно имеет свою структуру. В философской и юридической литературе под системой понимается комплекс взаимосвязанных элементов, образующих структурно упорядоченное целостное единство, тогда как структура - особый способ внутренней взаимосвязи элементов в системе.[2] В этом отношении феномен права по своей сути становится функциональным, поскольку все его основные элементы рассматриваются с точки зрения той роли, которую они играют, будучи включенными в заранее заданное определенное отношение, именуемое структурой права. Системность права как объекта познания создает теоретико-методологические основания применения функционального анализа права как неравновесной подсистемы общества в единстве ее стационарного состояния и подвижного равновесия.
Говоря о системе права, И.А. Кузнецов отмечает, что, во-первых, система - это не просто совокупность составных элементов, а некое их единство, обусловленное тем, что все элементы системы объединены определенными внутренними взаимозависимостями, закономерностями.
Во-вторых, будучи составными частями какой-либо системы, все ее внутренние элементы приобретают некоторые свойства, которыми каждый из элементов в отдельности не обладает. В-третьих, являясь составной частью системы, отражая общие системные свойства, каждый из элементов не растворяется внутри нее, не сливается с другими элементами, а сохраняет свои качественные, специфические свойства, отличающие его от остальных элементов и всей системы в целом.
Иными словами, система - это единство и одновременно различие множества составляющих ее элементов, объединенных внутренними закономерностями.[3]
Система права - строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне согласованных норм на отдельные части, называемые отраслями и институтами права.[4]
С. С. Алексеев считает, что система права - это строение права, его подразделение на отрасли и институты.[5]
Проведя исследование системности права, Д. А. Керимов выделил следующие основные признаки:
1)компоненты правовой системы (ее подсистем) находятся в объединенном, целостно-системном состоянии;
2)правовая система образует единство в результате структурной упорядоченности ее компонентов (подсистем), определяющей их функциональную зависимость и взаимодействие;
3)объединение правовых компонентов (подсистем) в структурно упорядоченное единство обусловливает наличие у правовой системы свойства относительной самостоятельности. Оно выражается в том, что качества правовой системы не сводятся к качествам системообразующих компонентов (подсистем); она обладает способностью существенно видоизменять составляющие ее компоненты (подсистемы) и создавать новые компоненты (подсистемы) в пределах своего единства; она может выступать в виде компонента (подсистемы) другой, более объемной системы, равно как и в границах своего единства расчленяться на внутренние подсистемы (или системы более низкого порядка); она необходимо связана с внешней средой, ощущая ее воздействие и реагируя на нее;
4)структурная упорядоченность придает правовой системе относительную устойчивость, в пределах которой допустимы изменения свойств ее компонентов (подсистем) и их связей;
5) относительная самостоятельность правовой системы обусловливает относительную самостоятельность, автономность ее функционирования, степень которой определяет уровень данной системы.[6]
Традиционная структура системы права, по мнению С. В. Полениной, является иерархической с определенными уровнями иерархии: система в целом, общности, отрасли, институты, нормы права. При более детальном юридическом исследовании вводят также подотрасли и субинституты.[7]
Элементом системы права более высокого порядка является отрасль права. Отрасль права - это совокупность норм, которая сходным способом регулирует группу обособленных (похожих) общественных отношений. [8]
В зависимости от характера регулируемых отношений выделяют:
- конституционное право - совокупность норм, регулирующих основы общественной и государственной жизни, правового положения человека и гражданина;
- административное право - совокупность норм, регулирующих управленческие отношения;
- гражданское право, отрасль, которая регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения;
- уголовное право, нормы которого определяют перечень деяний, являющихся преступлениями, и устанавливают виды наказаний за их совершение
Кроме названых отраслей, которые можно назвать традиционными, базовыми для любой правовой системы, в системе российского права в настоящее время появились и развиваются такие отрасли, как налоговое право, банковское право, семейное право, уголовно - исполнительное и т. д.
Все отрасли права можно разделить на материальные и процессуальные.
Нормы материального права указывают, главным образом, на субъективные права и юридические обязанности сторон, т. е. определяют, что субъект права может или обязан сделать (конституционное, гражданское, административное, уголовное и т. д.).
К процессуальным относятся отрасли, определяющие, как реализуются права и обязанности, юридическую процедуру их осуществления и защиты (конституционный, уголовный, гражданский, административный, арбитражный процесс).
Со времен римского права сохраняется деление отраслей права на публичное и частное.
Отрасли публичного права образуют нормы, регулирующие и защищающие общественные, публично-правовые интересы (конституционное, административное, уголовное право и др.). Как правило, в публичных отраслях государство в лице компетентных органов является основным субъектом правоотношений, возникающим при рассмотрении юридических дел, ему (государству) принадлежит инициатива защиты нарушенных прав и свобод, возбуждения юридического дела.
2. Система законодательства: теория и практика
2.1. Система законодательства: общая характеристика
Термин «законодательство (система законодательства)» употребляется в широком и узком смыслах слова. В узком смысле, система законодательства - это совокупность действующих в данном обществе законов, т. е. таких нормативных актов, которые приняты высшими представительными органами государственной власти и обладают высшей юридической силой.
В широком смысле, законодательство - это совокупность не только действующих законов, но и подзаконных нормативных актов, а также иных источников права.
В советский период, из-за сложившейся командно-административной системы руководства, данный термин употреблялся как синоним понятия «совокупность законов и подзаконных актов»[1], однако сегодня, считает Ю.А.Тихомиров, следует отказаться от широкой трактовки законодательства и рассматривать его в более узком смысле, то есть как упорядоченную совокупность собственно законов.[2]
В то же время в постсоветских условиях, считает Е.В.Колесников, нельзя исключить из федерального законодательства акты Президента Российской Федерации, так как он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Нельзя не учитывать также и реальный уровень развития демократии и рыночных отношений, неурегулированность многих сфер социальной жизни, дефицит «законодательной материи». Поэтому для перехода к узкому пониманию законодательства сегодня нет объективных оснований.[3]
Нам думается, что преимущество должно быть отдано все-таки узкому пониманию законодательства, так как это необходимо для демократизации общества. Хотя широкая трактовка законодательства и отвечает современному состоянию правового регулирования общественных отношений, уже сейчас при развитии системы законодательства следует осуществлять пусть медленный, но реальный переход к правовому регулированию важнейших сфер общественной жизни именно законом.[4]
Пока в научных кругах идут дискуссии, термин «законодательство» остается универсальным: он может применяться как ко всем нормативным актам, так и к части их, поэтому использовать его в юридической литературе можно по-разному. К примеру, в процессе правотворчества уместно применение узкого толкования данного термина, поскольку законодательные и подзаконные акты имеют различную правовую силу, хотя на практике подзаконное регулирование зачастую конкретизирует механизм действия того или иного закона. В то же время, считает М.К. Кумышева, для целей систематизации законодательства более эффективной будет его широкая трактовка, позволяющая различать вертикальные и горизонтальные способы группировки нормативных правовых актов на основе иерархического и отраслевого принципов.[5]
3. Соотношение системы права и системы законодательства
Помимо рассмотренных выше категории «система права» и «система законодательства» в правоведении используется понятия «правовая система». Самым широким по своему внутреннему содержанию и объему является понятие правовой системы.
Правовая система есть взятая в единстве совокупность всех правовых явлений, образующих собственно правовую жизнь любого общества.
К элементам правовой системы относятся само право как система норм, установленных государством, а также иные правовые явления: законодательство, правовые учреждения, судебная и иная юридическая практика, механизм правового регулирования, правореализационный процесс, права, свободы и обязанности граждан, система правоотношений, законность и правопорядок, правовая идеология, правовая культура, юридическая наука, субъекты права, юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус, законные интересы и т п.
Вопрос о соотношении отраслей права и отраслей законодательства вызывает споры. Одни правоведы считают, что система права и система законодательства есть, так сказать, «равновеликие» величины, и отраслей законодательства всегда должно быть столько же, сколько и отраслей права. Другие подчеркивают первичность системы права и вторичный, производный характер системы законодательства; при этом считается, что отраслей законодательства может быть больше, чем отраслей права.
Действительно, отрасль права законодатель не «изобретает», поскольку существование той или иной отрасли права определяется наличием общественных отношений, которые этой отраслью регулируются.
Сложным для уяснения и дискуссионным остается вопрос о природе системы права, ее предпосылках. На первый взгляд, система права носит субъективный характер, всецело зависит от воли и желания законодателя, т. е. создается, формируется государством. Однако более глубокое изучение природы системы права позволяет признать ее объективный характер. Действительно, вопрос: «быть или не быть» праву системой, менее всего зависит от воли государства, произвольных действий законодателя. Первопричиной внутреннего единства всех правовых норм является системный характер самих общественных отношений, которые регулируются правовыми нормами. Поэтому следует согласиться с мнением тех ученых-юристов, которые подчеркивают объективный и одновременно, субъективный характер системы права. Сказанное означает в частности то, что искусственно построить, создать систему права нельзя, поскольку она уже существует как объективная реальность.