Найти в Дзене

Китай: Как достать всех и стать императором

А вы когда-нибудь раздражали своё окружение настолько, что вас уже прибить хотелось? Я - да, и неоднократно. Особенно в подростковом возрасте (о, слава моим родителям!) Вот и сын китайского слепого крестьянина Гу-Соу - Шунь ("Зоркий") - дико раздражал всю родню.

Сначала у бедного Шуня умерла мать, а его отец - уже старик - взял в жёны "злую женщину", которая невзлюбила пасынка (сказка про Золушку за несколько тысяч лет до европейского варианта). Мачеха и сводные брат и сестра обижали Шуня как могли: оставляли самую плохую одежду и еду, заставляли выполнять самую тяжелую работу. Есть легенды, в которых рассказывается, как бедного пасынка даже пытались убить, но тот спасался. И никогда не жаловался, а относился ко всем с добротой и сыновней почтительностью (главное достоинство любого китайского ребёнка). Такими своими положительными качествами он ещё больше бесил и мачеху, и сводных брата и сестру.

Когда Шунь вырос, мачеха выгнала его, и он стал заботиться о себе сам и жить один. Тут-то и и проявились все его таланты как организатора и мастера на все руки. В итоге люди к нему тянулись, а слава росла и достигла ушей самого императора Яо . К тому моменту старый император осознал, что ни один из его 9-ых детей не способен к управлению государством и отчаянно искал преемника.

Когда ему представили Шуня, тот решил для начала испытать его. Яо даже отдал ему в жёны двух своих дочерей: Э-хуан и Нюй-ин. Это бракосочетание отражает широко известный у древних народов обычай сорората, характерный для эпохи разложения первобытнообщинного строя общества. Считается, что сорорат связан с традицией брачного выкупа: смерть женщины, за которую заплачен выкуп, должна быть возмещена её родственной группой, особенно если умершая не оставила детей.

Это гарем очередного китайского императора, в котором вполне могли жить сёстры или тётя и племянница...
Это гарем очередного китайского императора, в котором вполне могли жить сёстры или тётя и племянница...

А вы как хотели? Основная функция женщины всё-таки рожать наследников семье. И если она не родила сына, а умерла, то отвечать за это будет другая девушка из семьи. А даже если и оставила ребёнка, то кто о нём лучше позаботится, чем тётя-мачеха в одном лице? Женщина - это товар, как это для русского человека ни обидно звучит.

Кстати, у некоторых народов такая традиция в том или ином виде существует до сих пор.

Шунь получил должность начальника четырёх вершин, то есть руководил самыми важными министрами - у нас бы он был премьер-министром.

Он привёл в гармонию пять отношений. По мнению древних философов, главное оружие в борьбе за гармонию общественных отношений – это 5 моральных законов: справедливость отца, любовь матери, дружественное отношение старших братьев к младшим, уважительное отношение младших братьев к старшим, почтительность сыновей к родителям.

Распространив «пять отношений» в семье и роде, Шунь ввел эти моральные нормы в среду чиновников: любовь между отцом и сыном (родителями и детьми), справедливость в отношениях правителей и подданных, различия между мужчинами и женщинами, порядок в отношениях между старшими и младшими (в том числе по чину), доверие между друзьями.

Он и привёл все дела в государстве в порядок, и правильно обряды проводил, и прочищал русла рек, и установил одинаковые меры весов, и… Конечно же, тут же у Шуня в государстве всё стало хорошо и правильно, если верить легендам.

5 тысяч лет прошло, а мы все по-прежнему хотим верить в существование идеального государя и государства :)))

И всё это ещё при живом Яо, который наблюдал за кандидатом на место императора и не вмешивался, но судя по всему, был в восторге от результатов реформ.

«Яо, зная, что сын Дань-чжу непохож на него и недостоин, чтобы ему была вручена Поднебесная, стал думать о передаче власти Шуню: он считал, что, если передать управление Шуню, от этого выиграет Поднебесная, но пострадает Дань-чжу. Если передать управление Дань-чжу, от этого пострадает Поднебесная, но выиграет Дань-чжу».

И вот вам пример мудрого императора, который должен был служить всем последующим правителям Китая:

«Яо сказал: «Ни в коем случае не нанесу вреда Поднебесной ради выгоды одного человека», - и вручил в конце концов Поднебесную Шуню».
Древнее изображение Шуня. Если честно, один император от другого не особенно в этих рисунках отличается. Ну, как умели, так и рисовали.
Древнее изображение Шуня. Если честно, один император от другого не особенно в этих рисунках отличается. Ну, как умели, так и рисовали.

Юйский Шунь носил имя Чун-хуа - «двойной блеск», что некоторыми учёными трактуется как прозвище, связанное с мудростью Шуня, как бы повторяющей блестящие качества Яо. Он нашёл 22 помощника, которые от его имени руководили разными работами. Среди них был и Юй. Именно он прорубил девять гор, устроил стоки для девяти озер, проложил русла для девяти рек и установил девять областей, каждая из которых приносила дары сообразно с занятиями ее населения, что не нарушало интересов областей.

Юй усмирял реки, предотвращая потопы. Просто святой человек. То есть лучший кандидат на престол.
Юй усмирял реки, предотвращая потопы. Просто святой человек. То есть лучший кандидат на престол.

Самое важное для китайцев то, что Юй копал каналы, потому что наводнения приносили огромные беды государству . Как считали древние, именно Великий Юй создал географический ландшафт, который мы знаем: все реки в стране – это то, что прокопал Юй, а горы – это куда он отсыпал землю. Где-то вы это уже слышали про Чёрное море...

«Шунь в возрасте шестидесяти одного года вступил на императорский престол, сменив Яо. Пробыв на престоле тридцать девять лет, Шунь во время объезда южных владений скончался на поле Цаньу», - гласят "исторические" записи.

Шунь правил 45 лет, стал последним из 5 легендарных императоров и остался в памяти народа как образец моральной добродетели. Даже умер он на крестьянском поле, помогая жителям деревни изловить ядовитую змею.

А престол он завещал опять не своему сыну, а Юю, который отлично зарекомендовал себя на службе людям. А вот Юй уже стал основателем династии Ся, но об этом как-нибудь в следующий раз.

Все эти легендарные китайские правители вышли из разных культурных традиций и регионов. Где корень всех верований, никто достоверно сказать не может. Да ещё и имена у них такие сложные для русского уха и глаза. Ради справедливости, наши имена, отчества и фамилии для китайцев тоже не сахар. И да, мы для них тоже примерно на одно лицо.