А вы когда-нибудь раздражали своё окружение настолько, что вас уже прибить хотелось? Я - да, и неоднократно. Особенно в подростковом возрасте (о, слава моим родителям!) Вот и сын китайского слепого крестьянина Гу-Соу - Шунь ("Зоркий") - дико раздражал всю родню.
Сначала у бедного Шуня умерла мать, а его отец - уже старик - взял в жёны "злую женщину", которая невзлюбила пасынка (сказка про Золушку за несколько тысяч лет до европейского варианта). Мачеха и сводные брат и сестра обижали Шуня как могли: оставляли самую плохую одежду и еду, заставляли выполнять самую тяжелую работу. Есть легенды, в которых рассказывается, как бедного пасынка даже пытались убить, но тот спасался. И никогда не жаловался, а относился ко всем с добротой и сыновней почтительностью (главное достоинство любого китайского ребёнка). Такими своими положительными качествами он ещё больше бесил и мачеху, и сводных брата и сестру.
Когда Шунь вырос, мачеха выгнала его, и он стал заботиться о себе сам и жить один. Тут-то и и проявились все его таланты как организатора и мастера на все руки. В итоге люди к нему тянулись, а слава росла и достигла ушей самого императора Яо . К тому моменту старый император осознал, что ни один из его 9-ых детей не способен к управлению государством и отчаянно искал преемника.
Когда ему представили Шуня, тот решил для начала испытать его. Яо даже отдал ему в жёны двух своих дочерей: Э-хуан и Нюй-ин. Это бракосочетание отражает широко известный у древних народов обычай сорората, характерный для эпохи разложения первобытнообщинного строя общества. Считается, что сорорат связан с традицией брачного выкупа: смерть женщины, за которую заплачен выкуп, должна быть возмещена её родственной группой, особенно если умершая не оставила детей.
А вы как хотели? Основная функция женщины всё-таки рожать наследников семье. И если она не родила сына, а умерла, то отвечать за это будет другая девушка из семьи. А даже если и оставила ребёнка, то кто о нём лучше позаботится, чем тётя-мачеха в одном лице? Женщина - это товар, как это для русского человека ни обидно звучит.
Кстати, у некоторых народов такая традиция в том или ином виде существует до сих пор.
Шунь получил должность начальника четырёх вершин, то есть руководил самыми важными министрами - у нас бы он был премьер-министром.
Он привёл в гармонию пять отношений. По мнению древних философов, главное оружие в борьбе за гармонию общественных отношений – это 5 моральных законов: справедливость отца, любовь матери, дружественное отношение старших братьев к младшим, уважительное отношение младших братьев к старшим, почтительность сыновей к родителям.
Распространив «пять отношений» в семье и роде, Шунь ввел эти моральные нормы в среду чиновников: любовь между отцом и сыном (родителями и детьми), справедливость в отношениях правителей и подданных, различия между мужчинами и женщинами, порядок в отношениях между старшими и младшими (в том числе по чину), доверие между друзьями.
Он и привёл все дела в государстве в порядок, и правильно обряды проводил, и прочищал русла рек, и установил одинаковые меры весов, и… Конечно же, тут же у Шуня в государстве всё стало хорошо и правильно, если верить легендам.
5 тысяч лет прошло, а мы все по-прежнему хотим верить в существование идеального государя и государства :)))
И всё это ещё при живом Яо, который наблюдал за кандидатом на место императора и не вмешивался, но судя по всему, был в восторге от результатов реформ.
«Яо, зная, что сын Дань-чжу непохож на него и недостоин, чтобы ему была вручена Поднебесная, стал думать о передаче власти Шуню: он считал, что, если передать управление Шуню, от этого выиграет Поднебесная, но пострадает Дань-чжу. Если передать управление Дань-чжу, от этого пострадает Поднебесная, но выиграет Дань-чжу».
И вот вам пример мудрого императора, который должен был служить всем последующим правителям Китая:
«Яо сказал: «Ни в коем случае не нанесу вреда Поднебесной ради выгоды одного человека», - и вручил в конце концов Поднебесную Шуню».
Юйский Шунь носил имя Чун-хуа - «двойной блеск», что некоторыми учёными трактуется как прозвище, связанное с мудростью Шуня, как бы повторяющей блестящие качества Яо. Он нашёл 22 помощника, которые от его имени руководили разными работами. Среди них был и Юй. Именно он прорубил девять гор, устроил стоки для девяти озер, проложил русла для девяти рек и установил девять областей, каждая из которых приносила дары сообразно с занятиями ее населения, что не нарушало интересов областей.
Самое важное для китайцев то, что Юй копал каналы, потому что наводнения приносили огромные беды государству . Как считали древние, именно Великий Юй создал географический ландшафт, который мы знаем: все реки в стране – это то, что прокопал Юй, а горы – это куда он отсыпал землю. Где-то вы это уже слышали про Чёрное море...
«Шунь в возрасте шестидесяти одного года вступил на императорский престол, сменив Яо. Пробыв на престоле тридцать девять лет, Шунь во время объезда южных владений скончался на поле Цаньу», - гласят "исторические" записи.
Шунь правил 45 лет, стал последним из 5 легендарных императоров и остался в памяти народа как образец моральной добродетели. Даже умер он на крестьянском поле, помогая жителям деревни изловить ядовитую змею.
А престол он завещал опять не своему сыну, а Юю, который отлично зарекомендовал себя на службе людям. А вот Юй уже стал основателем династии Ся, но об этом как-нибудь в следующий раз.
Все эти легендарные китайские правители вышли из разных культурных традиций и регионов. Где корень всех верований, никто достоверно сказать не может. Да ещё и имена у них такие сложные для русского уха и глаза. Ради справедливости, наши имена, отчества и фамилии для китайцев тоже не сахар. И да, мы для них тоже примерно на одно лицо.