Найти в Дзене
Самородов Про

Усадьба Морозова в Желябино: от имения купца до советской партийной школы

Сегодня, проезжая по улице Совпартшкола, вряд ли кто вспомнит, что здесь когда-то стояло аристократическое имение, окружённое садами, с собственной часовней и живописным прудом. А между тем, эта территория прошла путь от уединённой усадьбы богатейшего купеческого рода до одного из важнейших образовательных центров Подмосковья в период СССР. Усадьба основана в начале XX века на правом берегу реки Нахабинка на месте пустоши Заречная рядом с деревней Желябино. Именно в этом месте в 1903 году Савва Тимофеевич Морозов построил известные на всю Московскую губернию Морозовские конюшни. Но основным владельцем и застройщиком усадьбы был его двоюродный племянник – Сергей Викулович Морозов. Есть история, которая наталкивает на сомнения в реальности столь близкого соседства Сергея и Саввы. Расскажу ее коротко. Савва Тимофеевич, хоть и был двоюродным дядей, был на два года моложе Сергея и в свои 26 лет увел у него жену – Зинаиду. Был скандал, но это не помешало каждому настоять на своем и разойтись

Сегодня, проезжая по улице Совпартшкола, вряд ли кто вспомнит, что здесь когда-то стояло аристократическое имение, окружённое садами, с собственной часовней и живописным прудом. А между тем, эта территория прошла путь от уединённой усадьбы богатейшего купеческого рода до одного из важнейших образовательных центров Подмосковья в период СССР.

Усадьба основана в начале XX века на правом берегу реки Нахабинка на месте пустоши Заречная рядом с деревней Желябино. Именно в этом месте в 1903 году Савва Тимофеевич Морозов построил известные на всю Московскую губернию Морозовские конюшни. Но основным владельцем и застройщиком усадьбы был его двоюродный племянник – Сергей Викулович Морозов.

Есть история, которая наталкивает на сомнения в реальности столь близкого соседства Сергея и Саввы. Расскажу ее коротко. Савва Тимофеевич, хоть и был двоюродным дядей, был на два года моложе Сергея и в свои 26 лет увел у него жену – Зинаиду. Был скандал, но это не помешало каждому настоять на своем и разойтись мирно.

В течение нескольких лет Сергей Морозов развернул масштабное строительство: был возведён большой одноэтажный усадебный дом, к которому позже пристроили кирпичную часовню в виде башни. На реке Нахабинке была сооружена, а вероятнее всего обновлена, запруда и образовался уютный пруд.

-2

Интересно, что в XIX веке в Желябине проживали староверы. Возможно, что именно это повлияло на выбор места для усадьбы, ведь и род Морозовых был из старообрядцев. И сам Сергей был сторонником старообрядчества, носил большую кудрявую бороду и имел убеждения, характерные для глубоко религиозных людей.

Революция и новые вехи истории

После Революции усадьба была национализирована. В 1920-х годах на её территории организовали детскую трудовую колонию под названием «Коммунистическая жизнь». Первая группа детей была перевезена из Снегирёвской колонии после трагического пожара.

Вскоре в округе начинает развиваться дачный промысел. Запруда на речке Нахабинке образовала большой пруд, пригодный для купания. В конце 1920-х гг. в деревне сдавались на лето дачникам 27 домов. В 1931 г. прошла коллективизация и после проведения бесед все бедняки вступили в инициативную группу, а в апреле был создан промколхоз.

В 1936 году усадьба временно стала приютом для испанских детей-беженцев, спасавшихся от Гражданской войны в Испании. В 1941 году на территории располагались штаб 78-й стрелковой дивизии и военный госпиталь. Именно здесь ее командир генерал А. П. Белобородов узнал о переименовании дивизии в 9-ю гвардейскую.

Образование – новая миссия

После войны усадьба вступила в новую фазу. В 1948 году здесь открыли сельскохозяйственную школу для подготовки руководителей колхозов и совхозов, а в 1956 году Московскую государственную школу по подготовке руководящих кадров колхозов на 400 человек, позже преобразованную в советско-партийную школу, а затем в курсы повышения квалификации руководящих партийных работников Московской области, которые прошли более 50 тысяч человек.

Кстати, вероятно именно в это время и появилось название улицы – Совпартшкола. Но увы, дату наименования и как могла называться эта улица ранее, мне найти не удалось. А часовня в советское время была надстроена вторым этажом и переоборудована в водонапорную башню, потеряв свой первоначальный облик.

История Желябино: от староверов до современности

Название села Желябино связано с фамилией его старинных владельцев дворян Желябужских. Эта семья имела польские корни, но с XV века находилась на московской службе. Первое достоверное описание селения относится к 1768 году, это было имение сенатора Никиты Михайловича Желябужского. С трех сторон имение было окружено землями села Нахабина, а на севере граничило с владениями села Козино.

В 1844 году село значится под тройным названием: Ивановское-3аветово-Желябино, но вскоре оно начинает именоваться исключительно как Желябино. В начале 1860-х годов его владельцем стал отставной титулярный советник Владимир Андреевич Виноградов, вошедший в историю Желябина тем, что при нем проходила отмена крепостного права. Сохранилась даже уставная грамота, согласно которой крестьянские наделы и помещичья земля были разграничены по речке Нахабинке: усадьба переместилась на правый берег, а крестьянские земли и дома остались на левом берегу.

В записях за 1911 год при селе Желябине отмечена усадьба купца Сергея Викуловича Морозова, который выстроил господский дом с жилыми и многими хозяйственными постройками на правом берегу речки Нахабинки, где прежде была пустошь Заречная.

Свой фотоматериал дополнил 3 видами с высоты птичьего полета и акварелью, найденными в сети.

Адрес: Нахабино, улица Совпартшкола, 13

-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15