Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Психологический разбор фильма "Фрагменты женщины", 2021 г.

«Фрагменты женщины», 2021 г.

Фильм фактически начинается с кадров домашних родов молодой женщины, которые занимают 30 минут хронометража киноленты. Процесс родов показан очень реалистично и, как сейчас принято говорить, с эффектом полного погружения.

Не пугайтесь так быстро — погружение это прежде всего эмоциональное.

Я чувствовал себя немым свидетелем происходящего, с богатой гаммой переживаний. Беременная женщина, её муж и принимающая роды доктор-акушер сталкиваются с трудностями во время родов. В конечном итоге новорождённая девочка умирает у её матери, Марты, на руках. Даже сейчас, когда пишу эту статью, дважды посмотрев фильм и обсудив его в рамках психологического киноклуба, я испытываю щемящее, давящее ощущение в области сердца — до такой степени силён ужас произошедшего и так ярко он передан.

Следующие кадры — это путь Марты на работу. Она идёт абсолютно опустошённая, словно стеклянная. Женщина отстранена от всего мира, который пристально наблюдает за ней: кто-то сочувствует, кто-то в ужасе, кому-то просто любопытно. Примечательно, что она надела ярко-красное пальто для первого выхода на работу. Что оно символизирует? Кровь как символ утраты, как символ боли? Или, может, её ощущения, будто она без кожи, словно её содрали? Может быть, это вызов, как полотно тореадора? Манифест: «Я ничего не боюсь!»

-2

Думаю, что тут стоит остановиться и попробовать понять, что же произошло. Произошли трудные роды, закончившиеся смертью ребёнка по невыясненным обстоятельствам. Да, бывает и такое: называется синдром внезапной детской смерти (СВДС). Трудно даже представить, с какими чувствами столкнулась Марта. Она была самой счастливой женщиной на земле после рождения дочери, как за считанные секунды мир обрушился — и она стала самой несчастной. Героиня пытается продолжать жить, делая привычные вещи, но везде вокруг себя видит маленьких девочек.

Это явление называется избирательным вниманием, когда человек выделяет в общей гамме увиденного объекты, являющиеся причиной его переживаний. В свою очередь, это явление — часть процесса горевания, который переживает Марта. Горевание — один из самых сложных психических процессов, и на него способны только высокофункционирующие личности. Этот процесс является неминуемым продолжением любви: мы можем горевать только по тому, кого сильно любили, кто был нам действительно дорог; и только если обладаем такими способностями.

Дальнейшие события в фильме фактически показывают нам, как происходит процесс переживания трагедии у Марты, её матери Аниты и её мужа Шона. Происходят они совсем по-разному, и это отдельная большая тема.

Итак, Марта переживает утрату на психическом уровне. Её поведение выглядит несколько отстранённым, очевидно, что ей требуется время, чтобы побыть со своим горем тет-а-тет. При этом на поведенческом уровне она продолжает работать, участвовать в похоронах дочери, семейных встречах. В её поведении можно выделить очевидную отстранённость и временную холодность к близким, на которую у неё есть столь веская причина.

Символичен эпизод, где она пытается прорастить семечки яблока, дать им жизнь, вырастить плод. Это словно попытка проиграть на семечках то, что не получилось у неё как у матери. Своего рода детская игра в куклы и материнство возобновилась и переросла в игру в семечки. Вообще яблоки появляются в том или ином виде в течение всего фильма. Я полагаю, что они символизируют жизнь и плодородие. Как живое сочное яблоко, как плодоносна раскидистая яблоня…

-3

Совсем иную реакцию демонстрирует Шон. Он стал вспыльчивым, экспрессивным, невыносимым. Очевидно, что обострилась его алкогольная зависимость. Через какое-то время выясняется, что Шон уволился с работы, у него нет денег, и он готов пойти на махинацию по возврату автомобиля. Вдобавок ко всему он изменяет Марте. Характерный момент — когда он срывается и швыряет в супругу большой резиновый мяч. В этом акте выражается бессилие Шона, которое он не выдерживает и вымещает в виде агрессивного поступка. Очевидным образом прорисовывается его пограничная организация личности и соответствующее поведение. Шон отыгрывает аффект от утраты дочери на поведенческом уровне: на близких людях, бегством в аддикцию и, как итог, бегством от Марты в призрачный Сиэтл.

Тут интересен вопрос: по какой причине Шон и Марта, столь разные люди, вообще вместе? Он производит впечатление слабого человека, пытающегося играть не свою роль, летать не в своей стае. Но если в начале, до смерти дочери, он старался, то после его словно «сорвало», и пошла резкая компенсация. Если Марта для Шона могла быть словно спасательный круг, вытягивающий его из аддиктивного прошлого в другую жизнь, к иному пути, то кто он для неё? Является ли её выбор Шона протестом против постоянного влияния матери? Такое «вопреки» или «назло»: тот, кого никогда бы не выбрала её мать, именно поэтому стал выбором дочери. Возможно…

-4

Анита, мать Марты, тоже экспрессивна, но иначе. С самых первых кадров мы видим, что она участвует в жизни семьи дочери. Она покупает им автомобиль и требует благодарности за это. Очевидна её позиция относительно Шона: Анита недовольна зятем. Он не из их круга, она не принимает его и нарочито это подчёркивает. После смерти внучки Анита обозлена на весь мир и требует мести, манипулируя всеми, до кого только может дотянуться. В её круг давления попадают сама Марта, её сестра, Шон, подруги и знакомые. А порой и вовсе кажется, что всё общество словно грозная туча сгущается над Мартой, требуя от неё мести. В какой-то момент даже отношения Аниты с зятем налаживаются — всё ради воздействия на дочь. Такая манипуляция людьми и само отношение к ним характеризует мать как нарциссическую холодную женщину. Она требует от Марты полного повиновения. До родов: не тот муж и выбор способа рожать. После: организация похорон, выбор способа погребения внучки, суд над доктором-акушеркой. Мать Марты, в отличие от Шона, не чувствует бессилия — даже наоборот, она полна сил и желания мстить. Но как верно заметила на суде Марта: «Вернёт ли это мне мою дочь?»

Не уверен, что мне удалось всецело передать обстановку, в которой находилась Марта после столь трагического события, и все те множественные межличностные конфликты, в которые она была втянута против своей воли. Но то, как она себя вела в таких жизненных обстоятельствах, безусловно вызывает уважение. При просмотре киноленты я переживал за героиню, мне хотелось, чтобы она выдержала и сохранила своё достоинство, и Марта безусловно это сделала. В этом смысле я характеризую Марту как сильную женщину, достойно выдержавшую череду тяжёлых обстоятельств. Она не стала, вопреки убеждениям членов семьи и общества, свидетельствовать против доктора-акушерки, принимавшей роды. И не стала это делать по одной единственной причине — потому что чувствовала и знала, что врач не виновата. А месть, обвинение невинного человека не вернёт ей дочь. Точно так же она не приняла возможную денежную компенсацию, потому что тогда жизнь её дочери была бы оценена. А жизнь дочери Марты, по её же собственным словам, бесценна!

В момент суда происходит катарсис: Марта разрывается обилием слёз, проявив фотографию новорождённой дочери у себя на руках. Это действительно переломный момент, в который ей удалось принять столь значимую утрату, отгоревать её. И кажется, что в этот момент все это приняли: сестра, мать, суд, общество и, конечно же, зритель. Все вдруг поняли, что Марта права, и предоставили ей возможность быть и выбирать — даже ошибаясь, но самой. Всем стало легче и свободнее дышать.

Закончился многолетний конфликт Марты с матерью. Анита поняла и приняла дочь. Марте удалось сохранить их любовь — это становится очевидным во фрагменте сцены с пожатием рук за чаепитием. Марта развеяла прах дочери на мосту, в строительстве которого участвовал Шон. Кажется, что Марта сама переродилась. Она стала ментально взрослее, крепче, целостнее. Фильм заканчивается фрагментами лезущей по раскидистой яблоне девочки, срывающей и надкусывающей одно из яблок. Та ли это яблоня, которую прорастила Марта из маленького семечка? Дочка ли Марты лезет по этой большой яблоне? Конечно же да! Кажется, что жизнь продолжилась — и это замечательно!

PS В заключение я хотел бы сказать, что есть ещё один способ проживания жизненных тревог и конфликтов. Ему мы можем научиться в психоаналитической терапии. Возможность высказать свои чувства и эмоции в психотерапии, прожить их там — это уникальная возможность, воспользуйтесь ею!

Автор: Кузнецов Виталий Анатольевич
Психолог, Психоаналитический подход

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru