Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

Суровые реалии повторного просмотра «Шерлока» 15 лет спустя

Оглавление

Сериал "Шерлок" от BBC вышел на экраны 15 лет назад. Это по-прежнему отличный сериал, который стоит пересмотреть, но при повтором просмотре неизбежно замечаешь некоторые проблемы.

Популярность Шерлока Холмса годами вдохновляла на создание всё новых и новых адаптаций. Поскольку персонаж давно находится в общественном достоянии, у авторов были развязаны руки, и они могли смело переносить Великого Сыщика в современный мир.

Одной из самых успешных таких адаптаций стал "Шерлок" от BBC, созданный Марком Гэтиссом и Стивеном Моффатом. "Шерлок" перенёс Холмса (в исполнении Бенедикта Камбербэтча) в современный Лондон, адаптировав его расследования под технологии и вызовы нашего времени. Премьера "Шерлока" состоялась на BBC One в 2010 году, и сериал ждал оглушительный успех, а первые два сезона получили самые высокие оценки.

К сожалению, в третьем и четвёртом сезонах качество "Шерлока" резко упало, а финал и вовсе разочаровал. Сериал закончился в 2017 году, но разговоры о пятом сезоне или полнометражном фильме не утихают до сих пор. "Шерлока" можно пересмотреть с большим удовольствием, однако в глаза, скорее всего, бросятся некоторые странные вещи.

Дедуктивные способности Шерлока эффектны, но неправдоподобны

-2

Одна из самых ярких черт "Шерлока" - то, как создатели показывали легендарные дедуктивные способности сыщика и ход его мысли. Умозаключения появлялись прямо на экране, чтобы зрители могли следить за ними (насколько это вообще возможно, ведь всё происходило слишком быстро), но при пересмотре понимаешь, что в дедукцию Холмса... очень трудно поверить.

Шерлок мог с одного взгляда восстановить всю подноготную незнакомца, что, вероятно, не так правдоподобно, как казалось сценаристам. В сериале он строил свои выводы на допущениях (которые, разумеется, всегда оказывались верными), а не на фактах, а в третьем и четвёртом сезонах они стали и вовсе неправдоподобными.

Дедуктивные способности Шерлока Холмса в рассказах Артура Конан Дойла впечатляли, но они всегда были логичны и позволяли читателю проследить ход его мысли, чего не скажешь о сериале.

Шерлок был неоправданно груб

-3

В книгах Шерлок Холмс не был душой компании, но оставался вежлив, а если и позволял себе резкость, то делал это тонко и учтиво. В сериале BBC Шерлок слишком часто был откровенно груб, особенно с теми, кого считал "ниже" себя, - например, с Андерсоном. Хуже того, эту грубость, особенно в адрес Андерсона, создатели подавали как повод для смеха.

При этом сериал показывал Шерлока настолько ценным для Скотленд-Ярда, что ему всё сходило с рук, каким бы неуважительным он ни был. Такое поведение пытались списать на его "чудачество" (к этому мы ещё вернёмся), но выглядело это неоправданно, нехарактерно для персонажа и зачастую просто неприятно.

История Ирэн Адлер разочаровала

-4

Ирэн Адлер - ключевой персонаж в истории Шерлока Холмса, ведь ей удалось перехитрить сыщика, за что он ею восхищался (многие даже верят, что он был в неё влюблён). Адлер появляется лишь в одном рассказе, а в "Шерлоке" - всего в одном эпизоде.

В сериале Ирэн предстаёт в образе довольно доминантной женщины, владеющей компрометирующими фотографиями на влиятельных людей из правительства и королевской семьи. Ирэн была умна, но недостаточно, чтобы одолеть сыщика, который в итоге её и спас. Такое решение разочаровывает и явно упрощает книжный образ "той самой женщины".

Сериал плохо справился с некоторыми темами травм и психического здоровья

-5

Как уже упоминалось, в "Шерлоке" главный герой был грубым, а порой и оскорбительным, и авторы выставляли это "чудачеством", с которым все должны были мириться. Хотя в сериале об этом не говорится прямо, многие зрители и специалисты отмечали, что Шерлок в версии BBC демонстрировал аутичные черты, но сериал не сумел грамотно это показать и раскрыть.

Более того, создатели "Шерлока" постоянно обращались к темам травм (Джон и война, детская травма Генри Найта, разные зависимости Шерлока) и проблем с психическим здоровьем. Однако всё это они использовали лишь как сюжетные ходы в отдельных эпизодах, не дав этим линиям должного раскрытия и проработки.

Сериал не раскрыл некоторые хорошие истории из книг

-6

"Шерлок" взял за основу некоторые из самых известных дел из книг сэра Артура Конан Дойла, но с большими изменениями. Создатели не только адаптировали расследования к современности, но и без всякой надобности смешали их друг с другом.

И если некоторые рассказы, как, например, "Собака Баскервилей", адаптировали интересно, то многие другие получились слишком скучными, запутанными или совершенно непохожими на первоисточник. Словом, "Шерлок" не воспользовался в полной мере всеми великолепными историями, которые были у него в руках.

Сериал впустую растратил потенциал злодеев

-7

После смерти Мориарти "Шерлок" так и не смог представить нового, масштабного злодея и переключился на антагонистов на одну серию. Что самое досадное - у авторов было три великолепных злодея с огромным потенциалом, но они упустили их всех: лорда Морана (в книгах - Себастьян Моран), Чарльза Огастеса Магнуссена и Калвертона Смита.

Больше всего расстраивает история Морана, которого в книгах Холмс описывал как "второго самого опасного человека в Лондоне" после профессора Мориарти. Вместо этого в "Шерлоке" его низвели до роли самого невзрачного злодея в эпизоде, с которого начался закат сериала ("Пустой катафалк").

План Эвр Холмс абсолютно бессмыслен

-8

Безусловно, худшее в "Шерлоке" - это появление третьего ребёнка в семье Холмсов, Эвр. Она была самой умной из Холмсов и гениальной преступницей, которая придумала изощрённый план, чтобы замучить и сломить своих братьев и Джона Уотсона.

Авторы представили Эвр настолько гениальной и злой, что она держала под каблуком всю психиатрическую тюрьму Шерринфорд и разработала сложный план, чтобы довести Шерлока, Майкрофта и Джона до предела. Теоретически Эвр могла бы легко перехитрить своего знаменитого брата, но сценаристы ей этого не позволили.

Разумеется, Шерлок нашёл выход (а заодно спас друзей и коллег), сумел достучаться до сестры и вернул её в Шерринфорд, где время от времени навещал. План Эвр был лишён логики с самого начала, но если оглянуться назад, то понимаешь, что и в самом этом персонаже не было никакого смысла.