Найти в Дзене

Закрывшая амбразуру: подвиг Риммы Шершнёвой

Столетие героини и 80-летие Победы: история 17-летней партизанки, закрывшей грудью амбразуру вражеского дзота. Для V Всероссийского конкурса журналистов "Имя ей - Женщина"-2025 от Союза женщин России. В 2025 году исполняется 80 лет со дня Великой Победы – юбилей, совпавший с объявленным Годом защитника Отечества. В этом же году мы отмечаем 100-летие со дня рождения Риммы Ивановны Шершнёвой – юной советской партизанки, чей подвиг навсегда вписан в историю Отечества. Еще не достигнув совершеннолетия, Римма стала первой женщиной, закрывшей своим телом амбразуру вражеского дзота в годы Великой Отечественной войны. Причём совершила она этот самоотверженный поступок на три месяца раньше легендарного подвига Александра Матросова, доказав, что мужество и любовь к Родине не знают ни пола, ни возраста. Подвиг 17-летней девушки, ценой собственной жизни остановившей немецкий пулемёт, – один из тех примеров героизма, что и спустя десятилетия вызывают гордость и глубокое уважение. История Риммы Ше
Изображение создано при помощи нейросети на основе фотографий и портретов Риммы Шершневой
Изображение создано при помощи нейросети на основе фотографий и портретов Риммы Шершневой

Столетие героини и 80-летие Победы: история 17-летней партизанки, закрывшей грудью амбразуру вражеского дзота. Для V Всероссийского конкурса журналистов "Имя ей - Женщина"-2025 от Союза женщин России.

В 2025 году исполняется 80 лет со дня Великой Победы – юбилей, совпавший с объявленным Годом защитника Отечества. В этом же году мы отмечаем 100-летие со дня рождения Риммы Ивановны Шершнёвой – юной советской партизанки, чей подвиг навсегда вписан в историю Отечества. Еще не достигнув совершеннолетия, Римма стала первой женщиной, закрывшей своим телом амбразуру вражеского дзота в годы Великой Отечественной войны. Причём совершила она этот самоотверженный поступок на три месяца раньше легендарного подвига Александра Матросова, доказав, что мужество и любовь к Родине не знают ни пола, ни возраста. Подвиг 17-летней девушки, ценой собственной жизни остановившей немецкий пулемёт, – один из тех примеров героизма, что и спустя десятилетия вызывают гордость и глубокое уважение. История Риммы Шершнёвой трогает сердца и напоминает нам о том, какой ценой была завоёвана Великая Победа.

Дорога к подвигу

Римма Шершнёва, юная партизанка Великой Отечественной войны
Римма Шершнёва, юная партизанка Великой Отечественной войны

Римма Шершнёва родилась 28 июля 1925 года в городе Добруш (ныне Гомельская область Беларуси) в семье ветерана Гражданской войны Ивана Ивановича Шершнёва. В 1933 году семья переехала в Минск, где Римма училась в школе №25 имени А. Червякова и проявляла себя как отличница и разносторонне одарённая ученица. Девушка мечтала о высшем образовании, увлекалась историей и математикой, а по выходным вместо кинотеатра ходила в тир, дважды выиграв соревнования по стрельбе. Однако мирные планы прервала война – в июне 1941-го Германия напала на СССР. Отец Риммы в первый же день ушёл добровольцем на фронт, а она с матерью и сёстрами в июле эвакуировались из охваченной боями Беларуси в село Тоцкое Оренбургской (тогда Чкаловской) области. Там Римма окончила 10-й класс, вступила в комсомол и работала в колхозе, помогая стране в тылу.

Комсомольский билет Риммы Шершнёвой
Комсомольский билет Риммы Шершнёвой

Но душа девушки рвалась на передовую. Не достигнув призывного возраста, Римма несколько раз пыталась отправиться добровольцем на фронт, однако военкомат отказывал – слишком молода. Тогда 16-летняя патриотка решилась обратиться напрямую в ЦК ВЛКСМ с просьбой направить её на службу Родине. Просьба была услышана: вскоре юную комсомолку вызвали в Москву. Получив в 1942 году аттестат зрелости, 1 июня она выехала в столицу и поступила на курсы разведчиков. В специальной школе при ЦК ВЛКСМ Римма осваивала основы диверсионного дела, радистское дело, топографию, училась обращаться с оружием и прыга́ть с парашютом. Стремительная учёба вскоре принесла результаты: уже летом 1942 года 17-летнюю Шершнёву зачислили в особый комсомольско-молодёжный партизанский отряд, сформированный из добровольцев 17–18 лет и названный именем Героя Советского Союза Николая Гастелло (который также по национальности был белорусом).

В ночь на 11 августа 1942 года группа из двенадцати юных бойцов отряда им. Гастелло перешла линию фронта через так называемые «Витебские ворота» – брешь в вражеской линии обороны. Так Римма, преодолев сотни километров по тылам противника, вернулась на родную белорусскую землю уже в новом качестве – бойца невидимого фронта. Осенью 1942-го отряд соединился с Минским партизанским соединением, и Римму назначили инструктором ЦК ЛКСМ Белоруссии по работе в южных районах Минщины. Подпольщица налаживала связь с молодёжью, организовывала комсомольские группы, распространяла сводки Совинформбюро и листовки, читала местным жителям новости с Большой земли, параллельно собирая ценные разведданные. Помимо агитационной работы девушка не раз участвовала и в боевых вылазках против оккупантов. Её однополчане вспоминали, что Римма была хрупкой на вид, невысокого роста, всегда в ушанке и с автоматом наперевес – и при этом шла добровольцем на самые опасные задания. «Выходила она на самые трудные, самые рискованные боевые операции», – отмечала партизанка Анна Кулешова.

Бросок на амбразуру

Осенью 1942 года обстановка в Белоруссии оставалась крайне тяжёлой. Каратели безжалостно терроризировали мирное население, а для борьбы с партизанами враг держал в тылу крупные гарнизоны. В конце ноября 1942-го Минскому партизанскому соединению, где состояла Шершнёва, поступил приказ атаковать немецкий гарнизон в деревне Ломовичи – одном из опорных пунктов оккупантов на Гомельщине. Римма к тому моменту только что вернулась с другого задания, вымотанная многодневным рейдом, и командование хотело оставить её на базе. Но узнав, что товарищи уходят в большой бой, девушка не раздумывая догнала отряд и настояла на своём участии. 25 ноября 1942 года партизаны окружили Ломовичи и ранним утром начали штурм укреплённой позиции врага. Завязался жестокий бой. Бойцы сумели подавить огонь шести дзотов, однако один, седьмой по счёту, продолжал поливать окрестности пулемётными очередями, не давая нашим подняться в атаку. Командир роты, пытаясь выдвинуться вперёд, был скошен пулей и тяжело ранен у самого дзота. Римма, увидев павшего командира, вырвалась из укрытия ему на помощь. Под огнём девушка доползла до раненого и успела перевязать ему рану. В этот момент возле дзота погиб партизан с противотанковой гранатой в руках. Шершнёва поднялась во весь рост под градом пуль, бросилась к павшему бойцу и, схватив выпавшую гранату, метнула её в амбразуру. Раздался взрыв, но пулемёт не умолк. Тогда, не задумываясь ни на секунду, 17-летняя девушка рванула вперёд и бросилась грудью на вражескую амбразуру. Пулемёт захлебнулся и стих – ценой собственной жизни юная партизанка закрыла смертоносный огневой отсек. Воодушевлённые её самопожертвованием, партизаны поднялись в решительную атаку: дзот был захвачен и гарнизон врага уничтожен.

Римму, изрешечённую пулями, вынесли с поля боя еще живой. Товарищи старались спасти свою героиню – её поспешно доставили на партизанскую базу, где врачи пытались остановить кровотечение. Но ранений было слишком много, к тому же в лесном госпитале не оказалось условий для переливания крови, несмотря на то, что донором был готов стать каждый боец. Десять суток врачи боролись за жизнь девушки. Сначала раненую укрывали в ближайшей деревне Живунь Любанского района, затем пытались вывезти на самолёте в Москву – но погодные условия сорвали эвакуацию. 6 декабря 1942 года в 18 часов 30 минут сердце Риммы Шершнёвой остановилось. Её тело, согласно партизанским традициям, с почестями предали земле на сельском кладбище деревни Живунь, рядом с могилами других павших героев.

Новость о подвиге юной партизанки не осталась не замеченной Родиной. Весной 1943 года Совинформбюро в своих сводках рассказало советским людям о героическом поступке Риммы. А уже 16 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета девушка была посмертно награждена орденом Красного Знамени за проявленные отвагу и героизм. В послевоенной советской прессе имя Риммы Шершнёвой ставилось в один ряд с самыми известными героинями войны. Так, газета «Советская Белоруссия» писала в 1945 году: «Имена славных партизанок, бесстрашных дочерей белорусского народа – Анны Маляр (Масловской), Марии Осиповой, Надежды Троян, Елены Мазаник, славных партизанок Ани Шубенок, Риммы Шершнёвой – будут вечно служить примером героизма, беззаветной преданности своей социалистической Родине». И хотя имя Риммы не стало таким широко известным, как имя Александра Матросова, её бессмертный подвиг ничуть не менее значим. Юная партизанка заслонила собой родную землю от врага в прямом смысле – грудью закрыв амбразуру, спасла своих боевых товарищей ценой собственной жизни.

В материале «Международный женский день», опубликованном на первой полосе газеты "Советская Белоруссия", рассказывается о героизме и отваге наших женщин не только на фронте и партизанских отрядах, но и в тылу
В материале «Международный женский день», опубликованном на первой полосе газеты "Советская Белоруссия", рассказывается о героизме и отваге наших женщин не только на фронте и партизанских отрядах, но и в тылу

Память о подвиге

Светлая память о Римме Шершнёвой бережно хранится на её родине и в тех местах, где она сражалась. После войны прах героини перенесли из небольшой деревни на почётное место в братской могиле в городе Любань Минской области. На месте последнего боя Риммы, в агрогородке Ломовичи, установлен обелиск отважной партизанке – точно там, где она совершила свой подвиг. Имя юной героини увековечено и в названиях улиц: в родном городе Добруше, в селе Тоцкое Оренбургской области (где она окончила школу в эвакуации) ее именем названы улицы. Есть улица Шершнёвой и в деревне Живунь, у места ее первоначального захоронения. А в Минске гимназия №25 (бывшая школа, где училась Римма) с гордостью носит ее имя. Каждый год 6 декабря – в день гибели Риммы – учащиеся этой гимназии проводят уроки памяти своей знаменитой выпускницы, вспоминая ее подвиг и возлагая цветы к мемориальным доскам. В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранятся личные реликвии Риммы Шершнёвой – её комсомольский билет, школьный аттестат, последнее письмо к тёте, а также картина художника Юрия Пучинского «Партизаны у раненой Риммы Шершнёвой».

Ю. Пучинский "Партизаны у раненой Риммы Шершнёвой"
Ю. Пучинский "Партизаны у раненой Риммы Шершнёвой"

Спустя 80 лет после Победы образ юной партизанки продолжает жить в сердцах благодарных потомков. На государственном уровне её имя включено в энциклопедии и книги памяти, о ней пишут статьи и очерки в патриотической прессе, ей посвящают главы в мемуарах ветераны. История Риммы Шершнёвой – это не только часть летописи Великой Отечественной войны, но и вечный символ патриотизма и самоотверженности. Проходят десятилетия, сменяются поколения, но подвиг 17-летней девушки, отдавшей жизнь за Родину, остаётся для всех нас нравственным ориентиром и напоминанием о том, какой высокой ценой была завоёвана мирная жизнь. Сегодня, отмечая 80-летие Великой Победы и столетний юбилей со дня рождения Риммы Шершнёвой, мы склоняем головы перед её светлой памятью. Подвиг юной партизанки навсегда будет жить в народной памяти – как пример беспримерного мужества, горячей любви к Отечеству и верности долгу.