Традиционные представления о богах Брахме, Вишну и Шиве
В индуизме выделяют трёх верховных богов, называемых Тримурти ("тройственный образ"): Брахму - творца Вселенной, Вишну - хранителя мира и Шиву - разрушителя мира, который также восстанавливает его заново.
Они считаются триединым божеством и основой мироздания.
Ниже я приведу сопоставление традиционного толкования и изображений этих богов с открывшимся мне пониманием их образов.
Итак, снова идём к самому началу сотворения мира.
Тримурти - три состояния божественного сознания
В самом начале мироздания не было ничего. Небытиё, Ничто, Тотальная Пустота, которую очень сложно вообразить человеческим умом.
Так ли это? Трудно сказать, потому что, во-первых, в этот момент ещё не было сознания, которое могло бы описать это состояние. А во-вторых, применимы ли вообще понятия "было" и "стало" к мирозданию?
Человеческая жизнь измеряется временем, и мы смотрим на мир через призму привычных нам законов земной жизни, пытаясь привязать к ним процессы глобальных масштабов, забывая, что они могут не действовать.
...Есть ли начало у мироздания? Или просто есть некое непостижимое состояние всеобъемлющего божественного сознания в бесконечности и безвременьи?
Таким символом в триединстве верховных божеств индуизма является Шива. Его также часто называют Махадев, что означает "Бог богов".
Несмотря на столь значимый статус, Махадева изображают в образе отшельника со спутанными волосами, одетого в звериную шкуру, что выражает его отрешённость от материальных благ. Согласно легендам, его характер противоречив: он то готов разрушить мир в порыве ярости, то предстаёт олицетворением милосердия. Чаще всего Шиву изображают медитирующим с закрытыми глазами.
В рамках человеческих представлений о времени Махадев выражает состояние небытия, состояние до рождения мира и Сознания - Пустоту. Глаза его закрыты, поскольку ещё нет ни наблюдателя, ни наблюдаемого - только всеобъемлющее Ничто, которое некому описать.
С другой стороны, вне времени, Махадев олицетворяет наивысшее непостижимое состояние всеобъемлющего божественного Сознания.
Потому Махадев это и Начало всего, и Конец одновременно. Всё рождается из него и разрушается до него же. Он - Чистый Белый Свет, заливающий всё, являющийся вроде бы и выражением Пустоты, и одновременно заключающий в себе всё бесконечное многообразие оттенков спектра Белого Света. Ничто и бесконечность, отсутствие какого-либо сознания и его наивысшая чистота.Потому Махадев это и Начало всего, и Конец одновременно. Всё рождается из него и разрушается до него же. Он - Чистый Белый Свет, заливающий всё, являющийся вроде бы и выражением Пустоты, и одновременно заключающий в себе всё бесконечное многообразие оттенков спектра Белого Света. Ничто и бесконечность, отсутствие какого-либо сознания и его наивысшая чистота.
В качестве упрощённой аналогии представьте чистый белый лист бумаги, не имеющий границ.
Второе состояние - это Вишну (Нараяна). Это состояние рождения Сознания в Изначальной Пустоте. Состояние присутствия, спокойного созерцания, состояние бытия, состояние "Я есть".
Бог Вишну словно рождается в тот момент, когда Бог Богов Шива открывает глаза, выходя из медитации. Медленно поднимаются веки и... он видит Белый Свет, заливающий всё, которым сам же и является. У него пока нет никаких вопросов, только ощущение покоя, безмятежности, равновесия и понимание - "Я - Есть!" Не случайно бога Вишну обычно изображают в позе отдыха - он возлежит на свитом кольцами тысячеголовом змее, который плавает на поверхности Молочного Океана.
В нашей аналогии это - белая точка на бескрайнем белом листе. В какую сторону ни посмотри из неё - повсюду Белый Свет, он же Молочный Океан. В то же время, трудно сказать где именно находится эта точка сознания, наблюдения: ведь она тоже соткана из того же Белого Света! Какого она размера? Тоже непонятно. Мы словно смотрим на лист, зная, что она точно где-то есть! Тут... или тут... Или, может быть, сразу везде одновременно... Бог Вишну не озабочен узнать, какой глубины Молочный Океан и есть ли у него берега. Он отдыхает, созерцает, пребывает в состоянии вечного блаженства.
При этом если Вишну закроет глаза - что будет? Всё исчезнет для его взгляда, он перестанет осознавать своё существование, на белом листе растворится условная белая точка наблюдения и останется... состояние отрешённости - Шива, чистый лист. Вишну превратится в Шиву, божественное сознание перейдёт из состояния присутствия в состояние небытия.
...Любопытно, что есть легенда о том, как однажды супруга бога Вишну, богиня изобилия и благополучия Лакшми, спросила его о том, почему он улыбается, когда закрывает глаза, кого представляет себе? Что же ответил Вишну? Вопреки ожиданию любимой, он сказал, что в этот момент медитирует на Шиву. На кого же медитирует Шива согласно сказаниям? Конечно на Вишну. Всё сходится!
Есть также легенда и изображения, где Шива и Вишну предстают в форме единого божества - Харихара, иллюстрируя свою неразрывную связь.
Шива - это всеобъемлющее Ничто, Вишну - безграничное поле Сознания в нём. Белый лист и множество всех белых точек, умещающихся на нём; экран монитора и совокупность его пикселей. Они существуют одновременно, являются и единым, и словно вложены друг в друга.
Теперь третье состояние, третий бог Тримурти - Брахма. Что это за состояние?
По одной из легенд Брахма рождается в цветке лотоса, который вырастает из пупка бога Вишну. Для обычной человеческой логики такая история вызывает множество вопросов: почему у бога, рождённого без матери, есть пупок, почему из него появляется растение, а уже из растения - другой бог? Странный на первый взгляд, замудрёный образ! Но именно его символизм я вдруг ярко и чётко осознала, когда хотела подойти к повествованию о рождении Вселенной. И тогда остальные два образа встали на свои места!
У меня к вам вопрос: что такое пупок Вишну?
...Смотрите, мы только что определили, что бог Вишну - это отражение состояния "Я есть", сознание, заполняющее всё. И если Вишну появляется в момент рождения Сознания, то бог Брахма возникает в тот момент, когда Источник отделяется от Пространства! Безграничное поле Белого Света (Шива), пронизанное Сознанием (Вишну) озаботившись вопросом "Кто же Я?", для удобства самопознания условно разделяется на Источник и Пространство - наблюдателя и наблюдаемое. При этом Сознание фокусируется в Источнике, а Пространство начинает восприниматься им как нечто отдельное. (Хотя единство никуда не девается, это просто допущение). При этом получается, что состояние Сознания, пронизывающее всё - это Вишну, а состояние его концентрации в некой точке, условно отдельной от Пространства - это Брахма. И эту точку как раз и назвали "пупком Вишну"! Условный центр бесконечности. С его принятием рождается Источник - Брахма и Пространство, символически отображаемое в легенде как огромный лотос. Брахма на лотосе - есть сознание будущего Творца в бесконечном Пространстве.
То есть, если Вишну - это белая точка на белом листе, которая может быть какой угодно точкой его просторов или сразу всем одновременно, то Брахма - это тоже белая точка, но переставшая метаться по листу. Она словно успокоилась, заняв определённое положение в будущем мироздании, а Пространство раскинулось вокруг неё. Знакомьтесь - Источник, условный центр бесконечности Белого Света.
Источником его называю потому, что всё равно всё белое на белом. А если ты в центре белого света, которым же сам и являешься, логично сделать вывод, что он исходит из тебя :) Кроме того, Брахма - олицетворение творческой энергии, творящего начала.
Почему у него четыре лица? Ведь он - условный центр мироздания, Вседержитель, Создатель, который безгранично любит своё Творение и не в силах свести с него взора! Но об этом рассказ впереди.
Выводы
Таким образом, мы видим, что троица верховных богов похожа на матрёшку: Шива - Вишну - Брахма или Ничто - Поле Сознания - Источник и Пространство. При этом между ними нет чётких границ, скорее, это разные состояния Единого.
В примере с листом бумаги он вроде как был белым, так и остался, но внутри него белым по белому уже прорисовывается некая картина мироздания...
В аналогии с экраном монитора ещё интереснее. Он - как безграничное поле сознания Брахмы, который вот-вот начнёт наполнять его тем, что мы назовём многомерностью мироздания и многообразием жизни. Будет ли это что-то новое? И да, и нет одновременно. В глобальном смысле оно останется Белым Светом, но индивидуально - будет переливаться самыми разнообразными и прекрасными оттенками его спектра. Подобно тому, как на одном и том же экране монитора мы можем смотреть разнообразные фильмы, наблюдая горы и равнины, прекрасные реки и леса, разных людей, животных, солнце и звёзды, счастливые истории о любви и драматические сюжеты...
...Быть может, тысячеголовый змей Шеша, на котором возлежит Вишну в Молочном океане, это как раз намёк нам на то, что нечто единое - Белый Свет или Сознание (единое существо - змей) может разделиться на бесчисленное множество Оттенков или индивидуальных Сознаний, олицетворяемых его головами?
...Здорово, правда? Разум просится в отставку ))) Но мы его не отпустим: кто иначе будет адаптировать через наглядные примеры дальнейшее усложнение божественной игры?
Надеюсь, вам были интересны мои размышления. И мне хотелось бы узнать, согласны ли вы с моим пониманием триединства Шивы, Вишну и Брахмы? Быть может, вы знаете другое толкование образов Тримурти, которое вам ближе. Как понимаете легенду о рождении Брахмы - буквально или, возможно, с каким-то иным символическим наполнением?
С Любовью, Лилла Джая
Что такое аватара?
Слово «аватара» (встречается также вариант «аватар») в переводе означает «нисхождение». Этим термином в индуизме обозначают нисхождение божества на землю с определенной целью (обычно – восстановить справедливость и гармонию), его материальное воплощение.
Как правило, термин «аватара» используют в отношении бога Вишну. В текстах индуизма можно также встретить описания аватар таких божеств, как Ганеша и Шива. Но они обычно основаны на более древних мифах об аватарах Вишну.
У Вишну насчитывают в сумме десять основных аватар – точнее, дашаватар («даш» означает «десять»), их список приводится в пуранах – текстах древнеиндийской литературы, написанных на санскрите. Были и другие аватары Вишну, но они представляются менее значимыми.
Аватары бога Вишну
И теперь – о десяти главных аватарах Вишну, описанных в пуранах.
Матсья
Первая дашаватара называется Матсья (в пер. «рыба»). Она проявляется в Сатья-юге – первой из четырех юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Согласно мифу, приводимому в пуранах, царь дравидов Ману однажды мыл руки в реке, и к нему приплыла маленькая рыбка, попросившая спасти ей жизнь.
Аватара Матсья выполнил просьбу, и впоследствии рыбка открылась Ману как Вишну и сообщила, что скоро произойдет великий потоп, который уничтожит все живое. Поэтому Ману должен был собрать и посадить в лодку все виды растений и живых существ, чтобы спасти их от гибели. Ману последовал совету божества. Толкователи пуран представляют Ману как праведника, первочеловека, спасающего мир во времена всеобщего греха.
Курма, Вараха, Нарасимха
Следующие три нисхождения Вишну тоже произошли в Сатья-юге. Вторая дашаватара – Курма – это черепаха. Она появляется в известном мифе о Пахтанье Молочного океана. По совету Вишну-Курмы, дэвы (божества) и асуры (демоны) вместе занялись пахтаньем Молочного океана, чтобы в результате получился нектар бессмертия.
Но во время процесса появился горшок смертельного яда, способного разрушить мир. Тогда, по совету того же Вишну, дэвы и асуры отправились к богу Шиве, который выпил яд и тем самым обезвредил его. А в Молочном океане появились 14 драгоценных сокровищ, среди которых был и нектар бессмертия (амрита). Дэвы и асуры сражались за право обладания амритой, и в конечном счете дэвы победили.
Третья дашаватара Вишну называется Вараха и представляется в виде вепря. На своем клыке вепрь поднял Землю, утопающую в мировых водах, и спас человечество.
Четвертая аватара – Нарасимха, человек-лев. Она была ужасной и свирепой, символизируя демоноборческие мотивы образа Вишну. В виде Нарасимхи Вишну уничтожает злого тирана – асура Хираньякашипу.
Вамана, Парашурама
Следующие два нисхождения Вишну имели место в Трета-юге (второй из четырех юг временного цикла). Пятая дашаватара называется Вамана. На сей раз бог воплотился в виде карлика-брахмана. Как обычно, он явился на землю в период угрозы мировому порядку и восстановил баланс добра и зла. Для этого ему пришлось перехитрить могучего царя демонов Бали.
Шестая аватара – это Парашурама, сын брахмана Джамадагни и его жены Ренуки. Однажды в гости к Джамадагни явился царь со своей свитой (все они были из варны кшатриев – воинов). Гостеприимный брахман угостил их с помощью своей волшебной коровы, которая могла дать любое блюдо. Царь восхитился животным и потребовал его себе, но брахман отказал. И тогда сын царя убил Джамадагни. Когда сын брахмана – воплощенный Вишну, он же Парашурама – узнал о случившемся, то жестоко отомстил и царю, и всем кшатриям, посмевшим покуситься на достояние брахмана.
Рама
А теперь мы подошли к самым интересным и значимым воплощениям Вишну. Седьмой аватарой считается Рама, легендарный царь Айодхьи (реально существующего древнего города в Индии). Согласно мифологии индуизма, Вишну сошел в мир в его образе в конце Трета-юги, примерно 1,2 млн лет назад. Его жизнеописание содержится в одном из величайших древнеиндийских эпических текстов – «Рамаяне».
Жизнь и деяния Рамы – пример безупречного следования нравственным принципам, невзирая на тяжелые испытания. 14 лет он провел в добровольном изгнании в лесу, затем победил могущественного демонического царя Равану и впоследствии стал царем всего мира. Его правление длилось 11 тысяч лет и стало периодом всеобщего мира, блага и процветания.
Одной из целей воплощения Вишну в образе Рамы было остоять достоинство брака. Жена Рамы – Сита – считается аватарой Лакшми (супруги самого бога Вишну), воплощением идеальной женщины.
Культ Рамы очень распространен в индуизме. Преобладающее направление этой религии – вайшнавизм – особенно почитает Раму.
Кришна
Кришна (в пер. «черный», «темный») является восьмой дашаваторой Вишну и появляется в третьей из четырех юг – Двапара-юге. Его деяния описаны в пуранах, «Махабхарате» и «Харивашиме».
Кришна родился в царской семье в Матхуре, был сыном принцессы Деваки и ее мужа Васудевы. Целью его появления в мире было восстановление религиозных принципов и явление своих духовных игр. Поэтому он часто предстает в образе бога-ребенка или веселого юного пастушка, играющего на флейте своим коровам. Но встречаются и образы идеального возлюбленного и героя-воина (особенно в «Бхагавадгите», где он дает наставления своему другу Арджуне на поле битвы Курукшетра и играет ключевую роль в исходе битвы).
Культ Кришны начал формироваться в V веке до н. э. Со временем он распространился не только в Индии, но и во всем мире (начиная со второй половины XX века), получив название кришнаизм. В нем Кришна почитается как верховное индуистское божество. Число последователей культа Кришны – от одного до нескольких миллионов.
Будда и Калки
Сиддхартха Гаутама, он же Будда Шакьямуни («просветленный из семьи Шакья») почитается не только в буддизме, но и среди индуистов. У последних он считается девятым значимым воплощением бога Вишну, проявленным в эпоху Кали-юга, последнюю из четырех юг цикла. Согласно индуизму, эта эпоха продолжается и сейчас, а когда закончится, то цикл запустится заново, с Сатья-юги.
Ввиду многообразия традиций в индуизме нет общепринятой точки зрения на Будду. Но поскольку его учение отвергает авторитет Вед, буддизм как таковой считается неортодоксальным течением индуизма.
В вайшнаизме считается, что Будда олицетворяет духовное начало человека, «властвует над головой». Некоторые современные исследователи и популяризаторы индуизма называют Будду реформатором данной религии. Многие известные духовные лидеры, в том числе Махатма Ганди, вдохновлялись учением Будды.
Что касается последней – десятой – дашаватары Вишну, то это Калки (в пер. «вечность», «время»). И эта аватара еще не проявила себя в земном мире. Калки предстает чем-то вроде Мессии. Его появление случится на исходе Кали-юги – нынешнего периода. И оно будет знаменовать «конец света», то есть окончание текущего цикла эпох и его «перезапуск».
Источник: https://dzen.ru/a/Z_DftdBb5mGIh34H
Интересно, что все выдуманные божества и аватары этой красивой религии действительно существуют в астрале и даже образуют эгрегоры, но только для верующих в них индусов.
Еврейская библия - Тора менее красочная и на человека повешен первородный грех. Беда в том, что наша прородительница Ева съела не то яблоко. Яблоком ее угостил коварный говорящий Змей. Пара - Адам с Евой были за это изгнаны из рая - Эдема, где они до этого пребывали. Половые органы им были пределаны заранее, до грехопадения.
Кроме религиозных, сказочных теорий происхождения человека есть и другие версии: Создание человека: шумерская и библейская версии говорят об одном
Хотя, вполне возможно, что авторы создания религий вовсе не люди. Инопланетяне создали религии, поэтому они так похожи
Что касается буддизма, то принц Гаутама Шакьямуни всегда говорил, что его Учение не религия, а филосфская концепция. Он не верил в Бога и не любил публичную демонстрацию сидхи, а призывал просто к размышлению. Сиддхи Последователи Будды, после его смерти, понаделали статуэток гуру и стали на них молиться. Слабые люди верели, что божество придет к ним на помощь.
Еще более изощренно действовали христиане, которые даже маму проповедника Иешуа Мариам провозгласили самой Царицей Небесной, что было уже слишком. Крест - орудие казни и позора христиане признали "чудесным символом". Тайна распятия Иисуса Христа и его креста животворящего
Словом, если хотите быть рабом сказочной религии, то будьте им.
Главное - жить по совести. Поверьте, за вами внимательно наблюдают.