Индуистская мифология крайне объемна и многогранна; в разных направлениях индуизма есть свои почитаемые божества и сверхъестественные сущности. А три главных и наиболее уважаемых бога объединены в триаду, известную как тримурти. В нее входят Брахма, Шива и Вишну. Вишну считается богом, поддерживающим мироздание. Но в разных традициях индуизма поклоняться могут как ему самому, так и одному из его проявлений – так называемых аватар. Что собой представляют эти аватары, разберем ниже.
Что такое аватара?
Слово «аватара» (встречается также вариант «аватар») в переводе означает «нисхождение». Этим термином в индуизме обозначают нисхождение божества на землю с определенной целью (обычно – восстановить справедливость и гармонию), его материальное воплощение.
Как правило, термин «аватара» используют в отношении бога Вишну. В текстах индуизма можно также встретить описания аватар таких божеств, как Ганеша и Шива. Но они обычно основаны на более древних мифах об аватарах Вишну.
У Вишну насчитывают в сумме десять основных аватар – точнее, дашаватар («даш» означает «десять»), их список приводится в пуранах – текстах древнеиндийской литературы, написанных на санскрите. Были и другие аватары Вишну, но они представляются менее значимыми.
Аватары бога Вишну
И теперь – о десяти главных аватарах Вишну, описанных в пуранах.
Матсья
Первая дашаватара называется Матсья (в пер. «рыба»). Она проявляется в Сатья-юге – первой из четырех юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Согласно мифу, приводимому в пуранах, царь дравидов Ману однажды мыл руки в реке, и к нему приплыла маленькая рыбка, попросившая спасти ей жизнь.
Царь выполнил просьбу, и впоследствии рыбка открылась Ману как Вишну и сообщила, что скоро произойдет великий потоп, который уничтожит все живое. Поэтому Ману должен был собрать и посадить в лодку все виды растений и живых существ, чтобы спасти их от гибели. Ману последовал совету божества. Толкователи пуран представляют Ману как праведника, первочеловека, спасающего мир во времена всеобщего греха.
Курма, Вараха, Нарасимха
Следующие три нисхождения Вишну тоже произошли в Сатья-юге. Вторая дашаватара – Курма – это черепаха. Она появляется в известном мифе о Пахтанье Молочного океана. По совету Вишну-Курмы, дэвы (божества) и асуры (демоны) вместе занялись пахтаньем Молочного океана, чтобы в результате получился нектар бессмертия.
Но во время процесса появился горшок смертельного яда, способного разрушить мир. Тогда, по совету того же Вишну, дэвы и асуры отправились к богу Шиве, который выпил яд и тем самым обезвредил его. А в Молочном океане появились 14 драгоценных сокровищ, среди которых был и нектар бессмертия (амрита). Дэвы и асуры сражались за право обладания амритой, и в конечном счете дэвы победили.
Третья дашаватара Вишну называется Вараха и представляется в виде вепря. На своем клыке вепрь поднял Землю, утопающую в мировых водах, и спас человечество.
Четвертая аватара – Нарасимха, человек-лев. Она была ужасной и свирепой, символизируя демоноборческие мотивы образа Вишну. В виде Нарасимхи Вишну уничтожает злого тирана – асура Хираньякашипу.
Вамана, Парашурама
Следующие два нисхождения Вишну имели место в Трета-юге (второй из четырех юг временного цикла). Пятая дашаватара называется Вамана. На сей раз бог воплотился в виде карлика-брахмана. Как обычно, он явился на землю в период угрозы мировому порядку и восстановил баланс добра и зла. Для этого ему пришлось перехитрить могучего царя демонов Бали.
Шестая аватара – это Парашурама, сын брахмана Джамадагни и его жены Ренуки. Однажды в гости к Джамадагни явился царь со своей свитой (все они были из варны кшатриев – воинов). Гостеприимный брахман угостил их с помощью своей волшебной коровы, которая могла дать любое блюдо. Царь восхитился животным и потребовал его себе, но брахман отказал. И тогда сын царя убил Джамадагни. Когда сын брахмана – воплощенный Вишну, он же Парашурама – узнал о случившемся, то жестоко отомстил и царю, и всем кшатриям, посмевшим покуситься на достояние брахмана.
Рама
А теперь мы подошли к самым интересным и значимым воплощениям Вишну. Седьмой аватарой считается Рама, легендарный царь Айодхьи (реально существующего древнего города в Индии). Согласно мифологии индуизма, Вишну сошел в мир в его образе в конце Трета-юги, примерно 1,2 млн лет назад. Его жизнеописание содержится в одном из величайших древнеиндийских эпических текстов – «Рамаяне».
Жизнь и деяния Рамы – пример безупречного следования нравственным принципам, невзирая на тяжелые испытания. 14 лет он провел в добровольном изгнании в лесу, затем победил могущественного демонического царя Равану и впоследствии стал царем всего мира. Его правление длилось 11 тысяч лет и стало периодом всеобщего мира, блага и процветания.
Одной из целей воплощения Вишну в образе Рамы было остоять достоинство брака. Жена Рамы – Сита – считается аватарой Лакшми (супруги самого бога Вишну), воплощением идеальной женщины.
Культ Рамы очень распространен в индуизме. Преобладающее направление этой религии – вайшнавизм – особенно почитает Раму.
Кришна
Кришна (в пер. «черный», «темный») является восьмой дашаваторой Вишну и появляется в третьей из четырех юг – Двапара-юге. Его деяния описаны в пуранах, «Махабхарате» и «Харивашиме».
Кришна родился в царской семье в Матхуре, был сыном принцессы Деваки и ее мужа Васудевы. Целью его появления в мире было восстановление религиозных принципов и явление своих духовных игр. Поэтому он часто предстает в образе бога-ребенка или веселого юного пастушка, играющего на флейте своим коровам. Но встречаются и образы идеального возлюбленного и героя-воина (особенно в «Бхагавадгите», где он дает наставления своему другу Арджуне на поле битвы Курукшетра и играет ключевую роль в исходе битвы).
Культ Кришны начал формироваться в V веке до н. э. Со временем он распространился не только в Индии, но и во всем мире (начиная со второй половины XX века), получив название кришнаизм. В нем Кришна почитается как верховное индуистское божество. Число последователей культа Кришны – от одного до нескольких миллионов.
Будда и Калки
Сиддхартха Гаутама, он же Будда Шакьямуни («просветленный из семьи Шакья») почитается не только в буддизме, но и среди индуистов. У последних он считается девятым значимым воплощением бога Вишну, проявленным в эпоху Кали-юга, последнюю из четырех юг цикла. Согласно индуизму, эта эпоха продолжается и сейчас, а когда закончится, то цикл запустится заново, с Сатья-юги.
Ввиду многообразия традиций в индуизме нет общепринятой точки зрения на Будду. Но поскольку его учение отвергает авторитет Вед, буддизм как таковой считается неортодоксальным течением индуизма.
В вайшнаизме считается, что Будда олицетворяет духовное начало человека, «властвует над головой». Некоторые современные исследователи и популяризаторы индуизма называют Будду реформатором данной религии. Многие известные духовные лидеры, в том числе Махатма Ганди, вдохновлялись учением Будды.
Что касается последней – десятой – дашаватары Вишну, то это Калки (в пер. «вечность», «время»). И эта аватара еще не проявила себя в земном мире. Калки предстает чем-то вроде Мессии. Его появление случится на исходе Кали-юги – нынешнего периода. И оно будет знаменовать «конец света», то есть окончание текущего цикла эпох и его «перезапуск».
________________________
Спасибо за внимание! :) Также читайте: