На днях мне удалось принять участие в одном весьма интересном заезде по тропинкам вдоль Москвы-реки, в ходе которой приобрёл некоторый опыт.
Маршрут всего на 70 км заинтересовал известным организатором и припиской «покатушка для раскатанных». Отдых по паркам тоже нравится, но отчего-то захотелось большего в этот день — покататься по тропам вдоль Строгинского залива и Москвы-реки.
На старте было человек 11-12. На предложение посчитаться организатор задал встречный вопрос, а зачем? Действительно, зачем, если первые километры показали, что все подготовленные, что приятно удивило, да и геолокация раздавалась.
Пока ехали по асфальту, ничего примечательного не происходило, а при выезде на грунты стал смотреть, кто и как едет впереди меня. И тут обратил внимание на весьма любопытный момент, который непосредственно относится к тому, что я называю «расслабленной ездой».
При езде на велосипеде возникают моменты, когда ноги не крутят педали. В большинстве случаев при этом педали находятся в «мёртвых точках» (вертикальном положение на 6 и 12 часов). Такое положение ног интуитивно понятное и просто реализуемо. Но проблема в том, что велосипедисты привыкают к нему и даже не подозревают, к чему это может привести в разных ситуациях:
1. Представьте, что, вдруг, возникает препятствие — бордюр, корень, кирпич, песок и т. п. Если велосипедист сидит в седле, а препятствие блокирует движение вперёд, то это может привести, не только к неприятному жесткому въезду в препятствие, но и к падению вбок или через руль после этого, или пробой камеры через обод (если есть недокач колеса, а кромка препятствия крепкая и достаточно острая, как, например, ступеньки или плиты)
2. Велосипедист делает поворот в ту сторону, где педаль находится на 6 часов. Если угол наклона большой, то можно педалью зацепить поверхность и весьма неприятно упасть.
3. Предположим, тропинка переходит в узкую колею. Если педаль находится на 6 часов, то ей можно зацепить боковой скат колеи, что также может привести к падению.
4. Нередко при прохождении препятствий нужно дать тягу, например, для преодоления нескольких идущих подряд корней, в подъём и т. п. В мёртвых точках ноги не готовы её дать или весь процесс происходит с запозданием. Добавим сюда то, что едущий впереди велосипедист недооценил сложность препятствия и готовится слезть с велосипеда, а сзади накатывает на него другой, который не держит дистанцию. Такое часто случается на крутом подъёме. Стоит одному забуксовать и замешкаться, как за ним создаётся «гармошка» с экстренным торможением.
5. Предположим, после скоростного участка резко возникает участок с достаточно глубоким песком. Для безопасного его прохождения нужно держать вертикаль и баланс для быстрой компенсации заносов. А как балансировать, если ноги находятся в полностью разбалансированном положении в мертвых точках?
6. Велосипедисты в контактах или платформах останавливаются на перекрёстке. Из какого положения педали легче и надежнее выставить ногу и в какую сторону? Есть те, кто пытается выставить левую ногу с педали на 12. Это может привести к травме, если нога при этом коснётся педали или клину в контакте с падением налево, что очень опасно в случае движения по левой полосе автомобилей.
Отсюда можно сделать вывод о том, что положений педалей несколько:
1) в мёртвые точках (на 6 и 12)
2) горизонтально в балансе (9 и 3)
3) в положении атаки, когда верхняя педаль находится под углом к горизонтали.
Эти положения используются в разных ситуациях, например, 1 – при закладывании виражей, прохождении высокого препятствия с одной стороны и остановках, 2 — при прохождении высоких препятствий, узких участков, сюрплясе(где нужен баланс и максимально высокое положение педалей), 3 — при прохождении препятствий, ускорениях (где требуется тяга).
С рассмотренными моментами непосредственно связано и положение велосипедиста. Часто спрашивают, как ускориться на грунтах? Один из советов — встать из седла. Попробуйте ради интереса сидя проехаться по корнистой тропинке или плохому асфальту. Конечно, можно сказать, что и по брусчатке можно отлично ехать в седле, как на велогонке «Париж-Рубе». Но речь идёт о любителях, которые при езде сидя будут перетормаживать перед каждым корнем, камешком, ямкой и тд., потому что хочется проехать помягче, а не получить удар в руки и пинок.
Можно ли при помощи двухподвеса компенсировать слабую технику прохождения препятствий в седле? Можно, за счёт силы и страданий. За счёт силы можно держаться в не особо быстро едущей по трейлу группе, перетормаживая и передавливая. Но что любитель может развить быстрее, силу или технику? Конечно, технику! О каком развитии силы можно говорить, если зарядку лень начать делать каждый день. Наработка техники тоже требует усилий, но в меньшей степени.
При езде в группе по грунтам ко всему прочему нужно ещё учитывать и оценивать возможности других велосипедистов и стараться быть понятным, чётко обозначая свои манёвры словами. Предположим, в лесу есть разветвления и смыкания тропинок или по полю идёт колея. Самое безопасное — это спокойно ехать друг за другом. Но практика показывает, что кому-то хочется и погонять, например, дать ускорение по параллельному участку и переместится из хвоста в голову, чтобы не отваливать от группы вместе с хвостом. А вдруг, в момент ускорения, кто-нибудь ещё впереди решит сделать также? Многие ли смотрят назад прежде чем перестроиться? Да это и не всегда возможно сделать.
В нашей группе ехала одна девушка, которая на техничных участках предлагала более сильным велосипедистам ехать впереди неё. Ей тоже хотелось ехать рядом с организатором, но после нескольких отставаний она оценила свои возможности и возможности других. Вот это называется проявлением осмысленной езды. Но в минус ей можно записать езду без велошлема.
Если же говорить об организаторах заездов, то осмысленность езды применительно к ним состоит в понимании того, что на грунтах уровень техники езды велосипедистов может отличаться на порядок и опасные участки лучше проходить надёжно, а не на грани.
На одном из заездов съезд с моста происходил по бетонке под весьма крутым углом. И суть не в том, что там было 30 градусов или больше, а в том, что как-то на автомате я решил поехать за ведущим, хотя с такой крутизны никогда не спускался. Конечно, возник испуг, но в голове мелькнула мысль — не тормозить и смотреть, как спускается едущий впереди. А если бы запаниковал и на автомате вжал тормоза?
Ещё один пример осмысленный езды по грунтам — это выбор траектории. Часто можно видеть, как велосипедисты едут друг за другом след в след. Два впереди едущих «протряслись по корням», третий за ними также едет трястись туда же, хотя можно объехать дерево с другой стороны по гораздо более ровной поверхности. То есть, имеет смысл ехать по улучшенной на твой взгляд траектории. Впереди скачет по корням 5 см, ты по краю на 2 см. Впереди едет по центру лужи с грязью — ты по краю, впереди под углом выезжает из колеи и слетает с неё, ты выезжаешь рывком из неё или продолжаешь движение по ней до улучшения возможности выезда.
Езда на велосипеде по грунтам чем-то похожа на импровизацию, когда у тебя есть на автомате заученные шаблоны, а далее мозг анализирует обстановку и соединение их друг с другом в процессе езды. Без этого будет просто набор действий со всеми вытекающими последствиями. Но хочется же ездить по грунтам уверенно, а не как повезёт.