Найти в Дзене
БКС Мир инвестиций

Небезопасные подушки и внезапное ускорение. Как и зачем производители отзывают автомобили

Оглавление

При покупке новой машины владелец обычно рассчитывает, что в ближайшие несколько лет проблем с ней не возникнет. Правда, иногда дефекты обнаруживаются уже после выпуска серии. Тогда производителям приходится отзывать машины, чтобы устранить недостатки. Рассказываем, как именно это происходит.

Когда машины отзывают

Отзывная кампания — это мероприятия, которые проводят автопроизводители для устранения дефектов, обнаруженных у автомобилей уже после их продажи.

За последние 5 лет только в России было отозвано почти 1,7 млн автомобилей. К примеру, в этом году Hyundai провел отзыв почти 100 тыс. машин определенных марок, выпущенных в период с 2010 по 2015 гг., из-за риска возгорания в моторном отсеке. В начале июня Kia объявила добровольную отзывную кампанию, под которую в нашей стране попали 55,3 тыс. авто моделей Sorento, Soul и Cerato, продававшихся с 2010 по 2016 г. — причиной стал риск короткого замыкания на печатной плате гидравлического электронного блока управления.

Российские автопроизводители тоже иногда отзывают выпущенные автомобили, чтобы устранить выявленные дефекты. Так, в апреле 2025 г. АвтоВАЗ решил отозвать более 47 тыс. машин Lada Vesta и Lada Largus, выпущенных с октября 2021 по август 2023 гг. Причина — в данных моделях не установлен блок управления системой вызова экстренных оперативных служб.

Перед тем, как выпустить автомобиль в продажу, концерны проводят множество испытаний новых моделей. Однако предсказать все возможные ситуации нельзя. Нередко случается так, что неполадки обнаруживаются в процессе эксплуатации машины. В одних случаях, производители узнают о дефектах из-за массовых жалоб со стороны покупателей. В других — эксперты компании сами обнаруживают недочеты, например, во время прохождения планового техобслуживания авто.

Если производственный брак был найден, автопроизводители, как правило, признают его наличие. Во-первых, им проще устранить дефект, чем судиться с владельцами машин. Во-вторых, концерны нередко отзывают автомобили из-за незначительных проблем, например, неисправности компонентов аудиосистемы или мультимедиа. Так они заботятся о репутации, а также повышают лояльность со стороны клиентов.

Как отзывают автомобили

Часто под отзывную кампанию попадают все автомобили производителя, выпущенные в период использования дефектной детали. Тогда концерн должен проинформировать владельцев об этом как можно быстрее.

При этом не имеет значения, находится ли авто на гарантии или нет. Если компания признала проблему, то она после соответствующих проверок заменит деталь или добавит недостающее оборудование бесплатно. А еще отзыв авто вовсе не означает, что покупателя оставят без средства передвижения: машину придется привезти на ремонт, где производственный брак будет устранен, после этого ее вернут владельцу.

Отзывные кампании имеют временные рамки, но могут быть бессрочными и затрагивать сильно возрастные автомобили.

В России, согласно постановлению правительства №1108, Росстандарт контролирует проведение отзывов автомобилей. Процесс происходит так:

• Автопроизводитель направляет в Росстандарт уведомление о выявленной проблеме.

• Ведомство получает данные о дефекте, утверждает программы по его устранению, а затем контролирует их выполнение.

• Также Росстандарт публикует информацию о марках авто, подлежащих отзыву, и выявленных неисправностях.

• Владельцев машин оповещают о проблеме по телефону или через официальные сервисы техобслуживания. Разъясняется, сколько времени займет устранение проблемы.

3 самые дорогие отзывные кампании

Дизельгейт от Volkswagen. Ущерб — более $30 млрд

В 2015 г. концерн Volkswagen, на тот момент крупнейший по объему продаж автопроизводитель в мире, был обвинен в преднамеренном многократном занижении данных о количестве вредных выбросов, производимых его автомобилями. Независимые исследования показали, что на дизельные машины было установлено нелегальное программное обеспечение (ПО) — во время проведения тестов оно определяло, что машина стоит неподвижно и корректировало подачу топлива так, что уровень выбросов оказывался сниженным. Однако в обычных условиях авто загрязняли окружающую среду значительно сильнее, чем некоторые тяжелые грузовики.

ПО устанавливалось на определенные авто с 2008 по 2015 гг. По разным оценкам, всего таких транспортных средств оказалось около 11 млн.

За несколько дней скандал вокруг Volkswagen спровоцировал падение европейских рынков. В декабре 2015 г. продажи концерна снизились на 5,2%, а за весь год — на 2%. Многие автомобили пришлось отозвать для устранения дефекта. Компания признала факт занижения уровня выбросов при продажах машин в США и Европе, ее председатель Мартин Винтеркорн ушел в отставку, а чуть позже пяти топ-менеджерам предъявили обвинения по уголовному дело о мошенничестве с целью обойти экологические нормы Соединенных Штатов. Судебные ущербы, штрафы и компенсации обошлись автопроизводителю в сумму более $30 млрд.

Подушки безопасности Takata. Ущерб — $10 млрд

Японская компания была одним из крупнейших мировых производителей подушек безопасности в мире — к 2014 г. занимала около 20% от всего рынка, а произведенные устройства устанавливали на автомобили известных брендов: Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Ferrari, Ford, Honda, Jeep, Land Rover, Lexus и другие.

История впервые получила огласку в 2013 г., когда сразу несколько автопроизводителей провели масштабные отзывные кампании из-за подушек безопасности. Обычно при сборке таких устройств внутрь кладут взрывчатое вещество, которое детонирует в момент столкновения, а выделяющийся газ раскрывает купол. Как выяснилось, в подушках Takata взрыв зачастую оказывался гораздо сильнее: куски металлического корпуса разлетались как шрапнель, нанося пассажирам и водителям тяжелые увечья, а иногда приводили к их гибели.

К 2014 г. отзывы автомобилей продолжились — под них попало более 53 млн транспортных средств разных марок. Позже менеджмент компании объявил, что причиной дефекта могли стать неправильные условия хранения химикатов. Takata признала себя виновной и согласилась выплатить компенсации. Общая сумма составила около $10 млрд. В итоге в 2017 г. компания объявила о банкротстве.

Количество жертв, погибших после детонации подушек безопасности, точно неизвестно. По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения, только в США из-за них умерло 28 человек.

Непроизвольное ускорение у Toyota. Ущерб — $5 млрд

В январе 2010 г. автопроизводитель отозвал около 12 млн автомобилей из-за проблем с непроизвольным ускорением. Причин для этого было несколько: неудачная конструкция ковриков, из-за чего педаль газа застревала, а также возможные ошибки в программном обеспечении и неисправность педали акселератора.

Новое ПО, по заявлению представителей компании, было оснащено системой, которая останавливала двигатель при одновременном нажатии газа и тормоза. Однако даже после ремонта автовладельцы продолжали жаловаться на проблемы с ускорением.

По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения США, в период с 1998 по 2010 гг. наличие этих дефектов предположительно привело к 89 смертям, а также 57 ранениям. Убытки компании из-за данного инцидента составили около $5 млрд.

Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.