Если бы Антон Павлович Чехов, любивший Ялту пусть и с легкой грустью, но всё же всей душой, вдруг перенесся в наши дни — его бы ждал культурный шок.
И не потому, что пальмы выросли, а море всё то же. Нет. Потому, что духовой оркестр сменился на битву колонок, а дачники в котелках — на толпы в бейсболках с шаурмой в руках.
"Раньше здесь лечили чахотку, а теперь — дурной вкус", — наверное, вздохнул бы он, глядя на набережную.
Представьте, вот он, изящный, в своём неизменном пенсне, выходит на некогда имперскую набережную. Вместо запаха моря и дорогих духов — аромат массового мангала.
Да-да, того самого, что власть разрешает устраивать в праздники. Дым коромыслом, толпы голодных, шашлык на углях… Чехов бы поспешил к своему дому — проверить, не устроили ли и там шаурмичную.
"Играл духовой оркестр… а теперь — ор", — написал бы он в записной книжке.
Вместо слаженных звуков вальса — через каждые пять метров "сам себе исполнитель" с колонкой мощностью в пару киловатт. Один поёт про любовь, второй — про боль, третий — вообще непонятно про что. Главное — громче.
Антон Павлович бы постоял, послушал и, наверное, спросил: "А судьи кто? Или их тоже съели на том мангале?"
Раньше сюда приезжали сливки общества — писатели, актёры, аристократы. Сейчас — все, кто хочет "зажечь" на имперской набережной. И неважно, есть голос или нет — лишь бы был микрофон и желание бороться с соседним "артистом" за внимание публики.
Чехов наверняка заметил бы и архитектурные "изыски". Рядом с его белым домиком — новоделы в стиле "я богатый, мне можно". Безвкусица? Ещё какая!
Антон Павлович бы с грустью констатировал: "Дачу построить может каждый, но вкус — не купишь".
И всё же… Чехов — человек ироничный и наблюдательный. Он бы, наверное, не стал осуждать, а просто записал бы всё это в свой блокнот.
Собрал бы типажи, диалоги, сценки — и родилась бы новая пьеса. "Три сестры" на набережной или "Вишнёвый сад" под звуки шансона.
«Интересно, а как вам нынче Ялта?» — спросил бы он у нас, современных жителей и гостей.
Возможно, он бы понял, что время меняется — и курорты тоже. Что имперская эстетика сменилась демократичным хаосом. Что вместо карет — электросамокаты, вместо дам в кринолинах — блогерши в купальниках.
Но одно осталось неизменным: море всё так же шумит, солнце светит, а люди… люди всё так же ищут здесь отдыха, здоровья и — увы — иногда самореализации любой ценой.
Так что, Антон Павлович, не судите строго.
Ваша Ялта жива — просто стала… громче.
И пахнет шашлыком. Но ведь и это — жизнь..