В второй мировой Северная Африка стала одним из важнейших театров боевых действий, где, не побоюсь, этого слова, решались судьбы мира. Разумеется, со Сталинградом или Москвой не сравнить. Но захвати в 1942-м немцы Египет да жизненно важный Суэцкий канал, весь ход войны, скорее всего, пошел бы совершенно иным путем.
Солдаты Вермахта впервые оказались в Северной Африке еще в феврале 1941-го, спешно прибыв на подмогу терпевшим от английское страшное поражение своим итальянским горе-союзничкам. Именно тогда создан был Немецкий Африканский корпус (Deutsches Afrikakorps - DAK) - примерно в сто тысяч штыков, под командованием прославленного фельдмаршала Эрвина Роммеля.
Но немцы в прежде мало знакомой им Северной Африке сразу же столкнулись с весьма непростым театром военным действий, где установлено было множество запретов.
- Прежде всего, здесь в Сахаре царил весьма жаркий и непривычный для немцев-северян пустынный климат. Потому ОКВ пришлось спешно издать специальную памятку о том, как солдатам Вермахта надлежит вести себя в африканском климате, дабы сохранить здоровье.
Прежде всего, строго запрещалось даже при постоянной сильной жажде пить сырую воду - на жаре легко можно было заразиться опасными инфекциями. Запрещалось покупать без дозволения командиров или тем более отбирать у местных жителей любые продукты. Ибо оные могли банально оказаться зараженными или же непривычными для немцев. Например, те же немытые фрукты, сырое молоко, необработанное мясо, кишевшее паразитами.
- Всем без исключения немецким солдатам и офицерам перед отправкой на североафриканский ТВД обязательно делали целую кучу прививок. И выдавали лекарства от малярии. Обязательным требованием стала регулярная забота о гигиене.
Не менее трех часов в жаркий день воевавший в Африке немецкий солдат обязан был отдыхать в тени. Есть велено днем было лишь холодную пищу. На двигатели танков и автомобилей ставились особые фильтры, предотвращавшие попадание песка в моторы. А вот прохладными в пустыне ночами немцев их командиры обязывали надевать... шерстяные свитеры. Особое внимание уделялось песчаным бурям - солдаты Вермахта рыли специальные ямы-укрытия, где прятались во время разгула стихии.
- Запрещалось ходить по раскаленному песку босиком - можно было легко быть укушенным за ноги змей или скорпионом, просто поранить или обжечь ступни. В случае любого непонятного укуса животного приказ был один - немедля к медикам!
Запрещалось появляться солдатам на солнце без головных уборов - Для Африканского корпуса вермахта была разработана специальная тропическая униформа, куда входила кепи с козырьком, короткие штаны-шорты.
Отдельные рекомендации касались обращения с местным населением и солдатами противника. Дело в том, что немецкие войска в Северной Африке вели боевые действия с тогда еще итальянской территории - Ливии. И, выступая лишь военной помощью Муссолини, не служили тут отдельной захватнической силой, оставляя право организовывать оккупационные администрации в захваченных городах своим итальянским подельникам.
Особо Гитлер велел солдатам Африканского корпуса вообще почти никак не общаться с местным арабским населением Ливии, Египта, Туниса. Тем более, арабов никак не обижать. Например, немцам строжайше запрещалось грабить, убивать местных, не велено было приставать к арабским женщинам. Немцы не применяли в Африке и обычную для всех других ТВД практику взятия заложников из числа местных жителей. Ибо фюрер всерьез рассчитывал на политическо-военный союз с арабами-мусульманами - потенциальными противниками англичан и евреев.
Отдельные запреты для солдат негласно издал сам командующий Африканским корпусом фельдмаршал Роммель. Желавший прослыть настоящим "рыцарем честной войны" Роммель в прямое нарушение приказов Гитлера не велел своим солдатам жестоко обращаться с военнопленными. Запретил англичан расстреливать или даже просто допрашивать «с пристрастием». Наглядно-благородно срезал пайки немцам, чтоб кормить многочисленных после падения Тобрука пленных англичан. А некоторых врагов после личной беседы, угостив пивом да сигаретами, и вовсе отпускал на все четыре стороны.
Впрочем, североафриканских евреев-сефардов все эти немецкие милости миновали. Немцы вполне себе закрыли глаза на крупный еврейский погром в захваченном ливийском Бенгази. Преследовали евреев в Тунисе. И даже готовились силами особой зондеркоманды «Египет» решать еврейский вопрос в Палестине, в случае ее захвата.
Впрочем, к счастью, немцы в Северной Африке потерпели страшнейшее поражение. И весной 1943-го вместе с итальянцами капитулировали в Тунисе пред англо-американскими войсками. Сам же Роммель, дабы сохранить лицо, заранее пред капитуляцией отозван был Гитлером в родную Германию - под предлогом лечения да награждения.